Поиск в словарях
Искать во всех

Античный мир Словарь-справочник - теренций публий афер

Теренций публий афер

Теренций, Публий Афер

(лат. Publius Terentius Afer)

(190-159 до н.э.)

 римский комедиограф, выходец из Ливии, вольноотпущенник римского сенатора Гая Теренция Лукана; получил хорошее образование, дружил со многими знатными римлянами, в том числе со Сципионом Африканским Младшим и Гаем Лелием. Следы его теряются после отъезда в Грецию (предполагают, что он утонул по пути).

 Свою литературную деятельность Т. посвятил исключительно комедии. Сохранилось шесть его произведений: «Андрианка» («Девушка с Андроса»), «Самоистязатель», «Евнух», «Формион», «Братья» и «Свекровь». Образцами для этих комедий послужили пьесы Менандра. Созданные Т. образы уступают в свежести и яркости красок действующим лицам комедий его предшественника Плавта. Однако Т. сделал своих героев более жизненными. Несмотря на то что публика не всегда хорошо принимала комедии Т. (так, при постановке «Свекрови» в 160 г. до н.э. зрители, не дождавшись финала, ушли смотреть бой гладиаторов), они несомненно способствовали улучшению римских нравов и формированию художественного вкуса.

 Теренций. Комедии / Пер. А.В. Артюшкова. М., 1985; Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 329-347; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 102-111.

 (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)

 * * *

 (Публий Т. Афр; 195 159)

 рим. драматург. Попал в Рим в кач-ве раба, купленного в Африке, и вырос в доме сенатора Т. Лукана, к-рый отпустил его на волю. Написал 6 комедий: «Девушка с Андроса» (166), «Свекровь» (165; после двукрат. провала возобновлена в 160), «Самоистязатель» (163), «Формион» и «Евнух» (161), «Братья» (160). Погиб во время кораблекрушения на обратном пути из Греции, куда он отправился за соч. Менандра. Твор-во Т. относится к жанру комедии паллиаты (в 4 пьесах его образцом служил Менандр), в к-ром он гораздо ближе придерживался гр. прототипов, чем Плавт. Вм. с тем Т. мог соединять две однотипных гр. комедии в одну («Девушка с Андроса») или включать в одну комедию персонажи и эпизоды из другой (воин и парасит из «Льстеца» Менандра в «Евнухе», расправа со сводником из пьесы Дифила в «Братьях» по Менандру), видоизменять характер отд. сцен и образов оригинала. От своих гр. предшественников Т. унаследовал либерально-гуманные тенденции, к-рые находили в Риме поддержку в идеолог, программе «Кружка Сципиона», стремившегося соединить древнерим. нрав, ценности с гр. идеей «человечности». Сюжет, ситуации в комедиях Т. мало чем отличаются от стереотипов «новой» аттич. комедии; в их основе лежит обычно добрачная связь молодого человека с девушкой из бедной семьи или стремление выкупить ее у сводника; соперничество с хвастливым воином за любовь гетеры; спасительное узнавание. Одн. стандартные маски скупого отца, легкомысленного юноши, разлучницы-гетеры переосмысляются Т. в духе внимания к человеку, пробуждения в нем лучших нрав, свойств, взаимной терпимости и взаимного снисхождения. Наиб, показательна в этом смысле «Свекровь», где драмат. судьбы невинно страдающей женщины, взаимное непонимание и необоснованные упреки не содержат ничего смешного, хотя комедия и заканч. благополучно вследствие случайного узнавания. В результате «Свекровь» приближается к популярному в европ. лит. 2-й пол. XVIII в. жанру т. н. мещанской драмы. В композ.-худож. плане Т. часто использует соединение двух или трех мотивов, искусно скрепленных между собой (напр., в «Евнухе»: любовь Федрии к Фаиде; ее стремление разыскать родных подаренной ей девушки; насилие Хереи над девушкой), противопоставление характеров в пределах одной сценической маски (два старика-отца в «Братьях», два раба в «Девушке с Андроса»). Особое место занимают в комедиях Т. прологи, к-рые вместо обычной сюжет, экспозиции посвящены борьбе драматурга с соперниками в комедийн. иск-ве и явл., т. о., первыми примерами рим. лит. критики. Своеобразно использует Т. финалы, чтобы ввести развитие действия, иногда с нарушением драм, логики, в привычные для рим. публики рамки («Евнух», «Братья»). Благодаря чистоте и выразительности языка комедии Т. считались образцом лат. речи и уже в I в. до н. э. вошли в систему рим. образования; вслед, этого они сохран. до эпохи Ренессанса, когда Т. снова стал одним из любимых школьных авторов.

 Лит.: Савельева Л. И. Художественный метод П. Теренция Афра. Казань, 1960

 В.Я.

 (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник.

EdwART.

2011.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое теренций публий афер
Значение слова теренций публий афер
Что означает теренций публий афер
Толкование слова теренций публий афер
Определение термина теренций публий афер
terenciy publiy afer это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины