Античный мир Словарь-справочник - вергилий публий марон
Вергилий публий марон
(70-19 до н. э.)
Римский поэт, родившийся в окрестностях Мантуи, получил образование в Кремоне и Милане, а затем переехал в Рим, где присоединился к кругу Мецената и стал близким другом Горация. Помимо ранних произведений сомнительной аутентичности, его первой работой считаются "Эклоги" или "Буколики" десять пасторальных поэм, построенных по образцу Феокритовых, но дающих некоторую личную информацию; мы знаем из них, что его скромное семейное имение было конфисковано в 42 под земли для ветеранов гражданской войны, но позже возвращено, возможно, в результате вмешательства будущего императора Августа. Затем появились "Георгики", прославлявшие мирный труд италийских крестьян. Последние десять лет жизни он провел в своем сельском доме возле Неаполя, работая над "Энеидой". Он собирался переработать ее и затем заняться философией, но в 19 предпринял поездку по Греции, заболел и умер в Брундизии. Его тело было привезено в Неаполь и похоронено за городской чертой с эпитафией, по преданию, написанной самим Вергилием:
Мантуя дала мне жизнь, Калабрия -
Смерть, и теперь я лежу
В Неаполе, поэт стад
И ферм, и героев.
В том же столетии его могила уже почиталась как святыня, а его работы стали хрестоматийными в римских школах.
В средние века он приветствовался в двух ипостасях: как проповедник христианства в "Мессианских эклогах" и как чудодейственный маг. Гауэр, например, пишет о зеркале Вергилия, которое, как полагали, показывало приближающегося врага на расстоянии в тридцать миль. А предсказание судьбы посредством открывания наудачу тома Вергилия как альтернативы Библии было общим для всей Европы. Рабле заставляет своего Панурга прибегать к этому способу. Традиция утверждает, что могила поэта находится в римском колумбарии над старым гротом Посилиппо, который на самом деле представляет собой остатки римского туннеля сквозь скалу; там, по преданию, Вергилий занимался магией. Это место посещал Петрарка, он видел эпитафию, но нашел могилу уж разрушенной. Сегодня Вергилий увековечен зеленым оазисом в Неаполе, Парком Вергилия. Для Данте Вергилий был "величайшим поэтом" и стал проводником в "Аду". Начиная с Ренессанса Вергилий оказывал наибольшее влияние на всех, кто работал в эпическом жанре литературы. Он всегда расценивался как один из величайших поэтов в мире, и Пуссен справедливо изобразил его коронуемым Аполлоном на титульном листе Королевского Вергилия (1641).
Вергилий был известен своей склонностью к меланхолии, которая анализировалась в исследовании Палинура, а нежелание поэта публиковать "Энеиду" в непереработанном виде побудило к созданию замечательного поэтического романа "Смерть Вергилия", написанного в 1945 австрийцем Германом Брохом. Он обращается к решению поэта на пороге смерти уничтожить рукопись из-за осознания того, что правда и красота языка не способны совладать с человеческими страданиями и приближением варварства, или, на самом деле, с самой реальностью. Пересекая грань смерти, он испытывает то, что для него "непонятно и невыразимо мир по ту сторону речи".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(лат. Publius Vergilius Maro) (70 19 до н.э.) римский поэт периода принципата Августа; родился недалеко от Мантуи в семье ремесленника, образование получил в риторических школах Кремоны, Медиолана и Рима. В 41 г. В. переселился в Рим, однако большую часть своей жизни провел в Южной Италии и на Сицилии.
Из творческого наследия В. сохранилось три произведения, написанных гекзаметром, сборник десяти буколических стихотворений «Эклоги», поэмы «Георгики» в 4 кн. и «Энеида» в 12 кн. Поэма «Георгики» создана под влиянием пастушьих идиллий греческого поэта Теокрита (Феокрита). Каждая из четырех книг поэмы посвящена определенной отрасли сельского хозяйства: хлеборобству, виноградарству и лесному хозяйству, животноводству, пчеловодству.
Славу и бессмертие В. принесла «Энеида», написанная по заказу Октавиана. Над ней В. работал вплоть до самой смерти и, не считая ее законченной, завещал сжечь рукопись. Октавиан не позволил этого сделать, приказав издать поэму в том виде, в каком оставил ее поэт.
Несмотря на отдельные неувязки в сюжете, поэма представляет собой цельное произведение с продуманной композицией. Большое влияние на В. оказали «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а также «Аргонавтика» Аполлония Родосского. Однако В. прежде всего самобытный рассказчик, мастер психологического образа и описания картин природы. Патриотический пафос и преклонение перед героическим прошлым Рима, равно как и начертание для него будущей стези, обеспечили автору одобрение императора и успех среди его приближенных.
Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Пер. С. Шервинского, С. Ошерова / Под редакцией Ф. Петровского, вступ. ст. М. Гаспарова. М., 1979; Вулих Н.В. Поэзия и политика в «Энеиде» Вергилия // ВДИ. 1981. № 3; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959 С. 352-380; Полонская К.П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)
* * *
рим. поэт. Род. в дер. Анды ок. Мантуи (по одним свед. в семье ремесленника, по др. поденного рабочего). Образ, получил в Кремоне, Медиолануме (совр. Милан) и Риме, где обучался у извест. ритора Эпидия. Не проявив оратор, способностей, в 40 переехал в небол. поместье в окрестностях Неаполя для занятий лит. работой. После того как в 44 Октавиан и Марк Антоний стали конфисковывать землю у землевладельцев для раздачи ее ветеранам, В. чуть было не лишился родового имения, но с помощью Мецената вернул его себе. При поддержке Мецената получил имение в Капании и дом в Риме. Умер В. в 19 в Брундизии (совр. Бриндизи), возвращаясь из поездки по Греции, в к-рую отправился, чтобы увидеть места, где происходили события, описываемые в поэме «Энеида». Прах В. был перенесен в Неаполь и захоронен там. В молодости В. находился под идейным влиянием неотериков, составлял стихотв. в «новом стиле», подражал Катуллу. При этом испытал на себе влияние Лукреция, был близок к эпикурейцам (Сирону и Филодему), к-рые проповедовали преимущества ухода в част, жизнь, довольство малым. Такое мировоззрение В. устраивало Августа, стремившегося возродить старорим. нравы и не терпевшего опасных для себя полит, партий и группировок. Из принадлежавших В. произ. известны «Буколики», или «Эклоги» (42 39), «Георгики» (37 30) и «Энеида» (29 19). Авторство ряда разнообразных по тематике небол. стихотв., составивших сб. «Catalepta» («Безделушки»), не бесспорно. Поэма «Этна», ряд стихотв. («Деревенское кушанье», «Трактирщица», «Скопа», «Проклятия», «Лидия», элегии к Меценату) и пародийный эпиллий «Комар» могут быть приписаны В. условно. «Буколики», или «Эклоги» состоят из 10 стихотв., написанных в жанре пастушеских идиллий Феокрита. Влияние неотериков сказалось в поэтич. форме, до этого времени в рим. лит. практ. неизвестной. На примере размеренной и спокойной жизни деревенских пастухов В. проповедует идеал частной жизни, находящейся вне политики. Однако «Буколики» не совсем лишены актуальных для В. проблем. Так, описываемое в I эклоге возвращение пастуху Титиру конфискованного у него имения напоминает случившееся с самим В. и помощь, оказанную Августом. Особого внимания заслуживает эклога IV, посвящ. Асинию Поллиону, в к-рой автор возвещает скорое наступление века всеобщ, благоденствия и говорит о предстоящем рождении божеств, младенца, под к-рым с развитием христианства стали подразумевать Иисуса Христа. После буколик В. обратился к теме сельск. хоз-ва. В написанной по негласной воле Августа и адресованной ему и Меценату поэме «Георгики» («О земледелии») ставится вопрос о возрождении мелкого землевладения с целью наделения землей части горожан и отвлечения их от политики. Поэма состоит из 4 кн. (о хлебопашестве, виноградарстве, скотоводстве и пчеловодстве). Несмотря на профессиональные советы по сельск. хоз-ву, поэма не была предназначена простым деревенским жителям, а писалась с расчетом на широкий круг образованных читателей. Ее идейный смысл в проповеди нрав, ценностей сельск. жизни и земледелия. Худож. достоинство «Георгик» увеличивают лирич. отступления с описанием явлений природы, жизни пастухов и разл. народов, в т. ч. скифов.
Мифическо-ист. поэма «Энеида», рассказывающая об основании троянским героем Энеем рим. гос-ва, была написана В. по желанию Августа, к-рый хотел видеть изобр. своих подвигов на фоне возрастающего могущества Рима. В. вполне удалось прославить Империю и Августа (будучи усыновлен Юлием Цезарем, он смог возвести свое происхож. к самой Венере). Поэма делится на 2 ч.: странствия Энея до его прибытия в Италию (I VI кн.) и его войны с италийскими племенами (VII XII кн.). Древние сравнивали 1-ю ч. «Энеиды» с «Одиссеей», а 2-ю с «Илиадой». Между тем поэма очень далека от гомеровского эпоса хотя бы потому, что у В. мифолог, события тесно переплетены с современностью. Используя различные гр. образцы (Гомера, киклический эпос, «Аргонавтику» Аполлония Родосского), В. многочисл. деталями придает поэме рим. колорит. Из 1-й ч. читатель узнает о бегстве Энея с отцом Анхисом и сыном Асканием из горящей Трои, об их многочисл. злоключениях. Наиб, интересны II кн., повествующая о гибели Трои, IV кн., рассказывающая о любви Энея и карфагенской царицы Дидоны, а также VI кн., где описывается посещение гл. героем царства Аида для свидания с отцом, к-рый открывает Энею его судьбу, предрекает буд. величие рим. гос-ва и его правителей, в т. ч. Августа. После посещения Аида, приобщенный к тайнам мироздания, Эней возвращается для свершения того, что ему предначертано богами. 2-я ч. «Энеиды» посвящ. воен. действиям троянцев на италийской земле и кажется неск. затянутой из-за подробного описания сражений с многочисл. натуралистическими подробностями и перечислением имен погибших героев. Заканчивается поэма победой троянцев и заключ. мира с мест, племенами. Образ Энея достаточно противоречив, т. к. подвиги его определяются не внутр. потребностями героя, а продиктованы искл. волей богов, к-рой Эней безропотно подчиняется. Напротив, яркими красками обрисована Дидона, руководствующаяся в своих поступках собств. желаниями и страстями. В. с бол. мастерством изобразил внутр. мир героини. Поэма отличается образностью, яркостью языка, многочисл. сравнениями, часто в гомеровском стиле. В. писал поэму в теч. 10 лет, но она осталась незаконченной из-за его смерти. Автор первонач. составил план «Энеиды» в прозе и работал над разл. кусками, соединяя их впосл. между собой. Т. о. поэма складывалась из ряда вполне закон, эпизодов, к-рые, однако, составляют непрерывное развитие действия.
Е.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.