Античный мир Словарь-справочник - ямвлих
Ямвлих
1) др.-гр. писатель (1-я пол. II в. н.э.). Родом из Сирии. Автор «Вавилонской повести», известной в пересказе патриарха Фотия (IX в.) и по неск. сохран. фр-там. Соч. Я. часто квалифицируется как любовно-фантаст. роман. Гл. героями явл. прекрасная супружеская чета Родан и Синонида и их гонитель вавилонский царь Гарм. Супруги претерпевают совместно и порознь самые невероят. приключения, но в к. концов благополучно воссоединяются. Фабула романа необычайно запутана, и сложность ее постепенно нарастает. Последовательное изложение событий осложняется вставными рассказами с новыми персонажами; дальнейшие события сеть переплетающихся судеб и персонажей. Соч. Я. выделяется среди гр. любовных романов обилием фантастич. элементов и мистики, в нем действуют призраки, ожившие мертвецы, говорящие животные и птицы, что сближает его с романом Антония Диогена. Но в соч. Я. значительнее роль эротики, и написан он с большей ритор, изощренностью. Необычен образ гл. героини Синониды, женщины страстной, порывистой, ревнивой, деятельной и решительной, не в пример своему довольно безликому супругу.
Н.Ш.
2) Рим. философ-неоплатоник (ок. 245 ок. 330), ученик Порфирия. Происх. из Халкиды (Сирия). Соч. Я. можно разбить на 3 группы: пифагорейские (компилятивный «Свод пифагорейских учений» в 10 кн., из к-рых до нас дошли 5), порфириево-пла-тонический (коммент. к Платону и Аристотелю) и соч., составившие оригинальный вклад Я. в неоплатоническую философию и написанные после смерти Порфирия («О богах», «О речи Зевса в "Тимее"», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах» и др.). Вер., Я. принадлежит соч. «О египетских мистериях». Я. осуществил школ, разработку неоплатонизма. В Едином Плотина Я. различает полностью неизреченное и просто единое, или «Благо», к-рое через противоположности предела и беспредельного соединено с Единым-Сущим. В сфере Ума(Нуса) Я. различал намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие жизнь ум, введя понятие «мыслящего космоса» наряду с космосом умопостигаемым. Душа причастна Уму в меру своей разумности. Я. отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Я. разделял на надкосмические, относя их к сферам сущего, ума и души,. и внутрикосм., деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Я. считал вечность мерой умопостигаемого мира, а время реал, сущностью, истекающей от ума (тогда как пространство есть только врожденное свойство тел). Я. провел реформу неоплатонич. коммент., состоявшую в нахождении единств, «цели» диалога, с к-рой согласуется все толкование. Под влиянием Я. сформировались пергамская и афинская школы неоплатонизма.
Ю.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.