Археологический словарь - гексли дарвин
Гексли дарвин
В 1871 г. из печати выходит книга Чарлза Дарвина "Происхождение человека и половой отбор". Эта книга вызвала целую бурю негодования. Дарвин опровергал все, к чему привыкли-"Вы осмотрите, что он пишет, возмущались читатели: "Земля долго готовилась к принятию человека, и человек обязан своим существованием длинному ряду предков". Какие предки, ведь человек создан по образу и подобию самого Бога". Однако Дарвин продолжал: "Если бы отсутствовало какое-либо из звеньев этой цепи, человек не был бы тем, кто он есть..." "Какие предки, какая цепь? И кто в начале
ее?" спрашивали ученого. Дарвин отвечал: "От обезьян Старого Света произошел в отдаленный период человек чудо и слава мира". Тут уж ничего нельзя было сгладить. Не случайно в те дни была модной такая карикатура. Обезьяна приходит в общество защиты животных с жалобой на Дарвина и говорит с плачем, указывая на него: "Этот человек объявил себя моим потомком. Он претендует на мое наследство..." Председатель общества защиты животных говорит укоризненно Дарвину: "Ну нельзя же так обижать обезьяну..." Споры велись и в научных аудиториях. На заседании Британской ассоциации наук в 1869 г. епископ Вильберфорский, математик по образованию, произнес длинную речь против эволюционной теории, закончив ее вопросом к Томасу Гексли: "Мне бы хотелось спросить вас: действительно ли вы считаете, что вашим предком была обезьяна? А если так, то мне очень интересно узнать: мистер Гексли происходит от обезьяны со стороны дедушки или бабушки?" На это Гексли ответил: "Человек не имеет причин стыдиться, что его предком является обезьяна. Я скорее бы стыдился происходить от человека суетного и болтливого, который, не довольствуясь сомнительным успехом в своей собственной деятельности, вмешивается в научные споры, о которых не имеет никакого представления, чтобы только затемнить их своей риторикой, отвлечь внимание слушателей от действительного пункта спора красноречивыми отступлениями
и ловкими обращениями к религиозным предрассудкам".
"Мы должны признать, писал Дарвин, что человек со всеми его благородными качествами, с его божественным умом, который постиг движение и устройство Солнечной системы, словом, со всеми способностями, все-таки носит в своем физическом строении неизгладимую печать низкого происхождения".
"Может быть, он имеет в виду не настоящую обезьяну, а лишь выражается фигурально о первом человеке, так сказать, иносказательно", пытались сгладить спор "примирители". Однако Дарвин не хотел примирения, он был предельно ясен: "Человек произошел от волосатого четвероногого и хвостатого животного..." Однако все оказалось сложнее (см. австралопитеки, Люси, Олдувай).