Археологический словарь - готика
Готика
архитектурный стиль, возникший в 3. Европе в XII в. Готические соборы отличаются высотой, но они не только высоки, но и очень протяженны. Напр., Шартрский собор во Франции имеет в длину 130 м при трансепте в 64 м. Чтобы обойти этот собор, нужно пройти не менее полукилометра. В отличие от романской церкви, с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор очень сложен.
Прежде всего поражают его размеры. Даже и сейчас собор Парижской Богоматери, построенный в XII-XIV вв., господствует над Парижем. В средние века психологическое воздействие Г. было еще более значительным. Городской собор должен был занимать мало места, но вмещать чуть ли не все население города. Расти он мог лишь вверх, площадь в городе ограничена.
В городском готическом храме не только проходили богослужения, но и устраивались театральные представления (мистерии), читались университетские лекции, иногда в нем заседал парламент, заключались торговые сделки и т.д. При первом сравнении готический храм не имеет ничего общего с романским: один воплощение массивности, другой легкости.
Однако Г. выросла именно из романского стиля. Начался этот рост с преобразования ячейки, покрытой сводом, травеи. В центральном нефе романского собора каждая травея перекрывалась массивным крестовым сводом, опирающимся на массивные столбы. В готическом храме столбы заменяются пучками колонн, а сплошные мрачные и узкие своды заменяются реберными.
Травеи вытягиваются в длину, таким образом, центральный неф делается широким. Вытянутые ячейки уже не могли покрываться полукруглыми арками возникает стрельчатая арка на нервюрах. Поскольку пролеты арок повысились, то для снижения распора сводов возникла необходимость в наружных укреплениях аркбутанах.Внутри звездообразные нервюры смыкаются с множеством длинных узких колонн, похожих на трубы органа. Готическая арка очень точно соответствует математической модели свода, поэтому прочно удерживает своды иногда в полтораста метров высоты чуть ли не тысячу лет. Каркасная система, с помощью которой возводились готические постройки, совершенно снимала нагрузку со стен.
За ненадобностью они заменялись сквозными галереями, аркадами, огромными окнами. Стена как бы исчезала совсем, и вместо нее были огромные сверкающие витражи. Даже в самый пасмурный день и сумерки интерьер готического собора поражает яркостью красок, обилием света. В средние века яркость и ясность считали в числе главных признаков красоты.
Цвета витражей очень сочные. Во время второй мировой войны при бомбежке американской авиацией были выбиты некоторые стекла в Шартрском соборе. 10 лет безуспешно специалисты пытались изготовить сходные витражи. Какие бы современные краски ни добавляли в стекло, оно не приобретало такого сочного и яркого цвета, каким сияли витражи XII в.
Цвета старинных витражей до сих пор поражают яркостью тонов: преобладают синие, красные, лиловые и желтые. В передней части готического собора обычно возвышаются две высокие башни беффруа. Они играли роль дозорных, их колокола сзывали горожан не только на молитву, но и на сходки. Гробницы помещались внутри готических храмов, а не в темной подземной крипте, как в романских.
Готические храмы украшали тысячи скульптур. В изображении человеческой фигуры, как и в здании, господствовали очень вытянутые пропорции. .