Археологический словарь - потоп
Потоп
К Зиусудру во сне бог Энки пришел и сказал ему бог:
Потоп зальет главные святилища,
Дабы уничтожить семя рода человеческого...
Таково решение и постановление богов...
Каждый день неустанно он...
Вспоминая все сновидения, он... строил корабль.
И вот: Все бури с небывалой силой разбушевались одновременно,
Семь дней и семь ночей
Потоп заливал землю,
И огромный корабль ветры носили по бурным водам.
Этот рассказ с мелкими изменениями (Зиусудру назван Утнапиштимом, а потом Ноем) записан в ассирийских клинописях и в Библии.
Напр., дссирийцы так продолжали рассказ о П.:
При наступлении дня седьмого...
Утих ураган, успокоилось море.
Потоп прекратился...
Вынес голубя и отпустил я:
Не было места, опять прилетел он.
Вынес ласточку и отпустил я:
Пустившись, ласточка назад вернулась.
Вынес ворона и отпустил я:
Пустившись, ворон спад воды увидел,
Не вернулся каркает, ест и гадит...
С Библией совпадало все, даже голубь и ворон были здесь, как в Библии. Однако рассказ о Гильгамеше и П. был намного древнее библейского. Он был найден в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала. Позднее о П. писали древние греки и другие народы. Археолог Л. Вулли (см. открытие следов "потопа" сэром Вулли) предполагает, что легенда о П. составлена убейдцами в IV тыс. до н.э. после того, как поднялся уровень вод в Тигре и Евфрате и затопило города шумеров. Такие П. случались и ранее (см. экологические кризисы). Ученые установили, что ассирийцы списали всю поэму о Гильгамеше и о П. с вавилонских табличек, а те с шумерских.