Археологический словарь - татищев василий никитович
Татищев василий никитович
(1686-1750) видный государственный деятель, основатель Екатеринбурга, астраханский губернатор. Наряду с интенсивной государственной деятельностью занимался большой научной работой. Т. создал многотомную "Историю Российскую с самых древнейших времен". Много исторических и этнографических сведений содержится в "Лексиконе Российском" первом энциклопедическом словаре России, над которым он работал в 1744-1745 г.
Исключительный интерес представляет анкета, разосланная Т. местным чиновникам для сбора историко-географических сведений. Первый раз эта анкета была разослана в 1734 г. и
состояла из 92 вопросов. Во второй редакции 1737 г. она содержала уже 198 вопросов. В том числе в ней были вопросы, касающиеся названий народов, их происхождения, прежней организации власти, ремесел, семейных и правовых обычаев, обрядов, верований и т.
п. Т. требовал такта при опросе населения: "Сии все обстоятельства испытывать без принуждения, но паче ласкою и чрез разных искусных людей, знающих силу сих вопросов и язык их основательно... Остерегать же и то, чтоб кто... умысленно в поношение или хвастание чего лишнего не прибавил, или истинного не убавил, дабы тем правости не повредил, понеже многие глупые люди лжами хотят себе честь или пользу приобрести, но в том всегда обманываются".
Ответы на анкеты были использованы Татищевым в его историко-географических работах. Крупнейший труд Т. "История Российская с самых древнейших времен". Одним из первых в рус. историографии он попытался создать собственную периодизацию рус. истории: господство единовластия (862-1132), нарушение единовластия (1132-1462), восстановление единовластия (с 1462 г.
). Путешественник Лерхе, посетивший Россию, писал: "В Астрахани губернатором был известный ученый Василий Никитич Татищев... Он говорил по-немецки, имел большую библиотеку и был сведущ в философии, математике и особенно в истории. В религии он придерживался особых убеждений". Татищев считал, что "разность вер великой в государстве беды не наносит... понеже умному до веры другого ничего не касаемо".
.