Словарь классических древностей - амвросия
Связанные словари
Амвросия
• Ambrosia,
αμβροσία, из α-μ-βροτός, sc. εδωδή или то же, что αθανασία;
1. пища бессмертия, пища богов, тогда как нектар, νέκταρ, означает напиток богов. Оба эти средства поддерживают бессмертие и вечную юность богов и производят кровь богов, ίχώρ. Il. 5, 340. Нельзя, однако, утверждать с Негельсбахом, что употребление А. и нектара давало богам бессмертие. Последнее составляет такую основную черту божеского существа, без которой оно не может быть и мыслимо. Впрочем, по древнейшим представлениям греков, у богов есть только особый напиток, сладкий нектар, но нет особой пищи. И в гомеровских песнях господствует еще это представление. В Илиаде боги пьют нектар (Il. 1, 585. 598. 4, 3), а А. называют масло, употребляемое богами для намащения тела (Il. 1, 16, 670. 680); вместо нее наз. 23, 186 αμβρόσιον ελαιον. В других местах амбросия служит кормом коням богов и богинь; тогда ее приходится представлять себе как род травы. Il. 5, 369. 777. 13, 35. В «Одиссее» о нектаре как о напитке богов вовсе не упоминается, но упоминается, что голуби приносят Зевсу A. (Ноm. Od. 12, 63); здесь под именем А. разумеется вообще все, что служит для питания богов, а потому может разуметься и нектар. Нектар у Гомера есть специальное обозначение напитка богов, и где А. и нектар называются вместе, там слово А., как более общее по своему значению, поставлено рядом со специальным названием для того, чтобы полнее исчерпать понятие. Il. 19, 38. 347. 352. Это постоянное соединение нектара с А., представляющее у Гомера традиционную формулу, дало впоследствии повод к различению между напитком и пищей богов; такое различение однажды встречается в одной из позднейших частей «Одиссеи» (5, 93) и обыкновенно у послегомеровских поэтов, хотя изредка и здесь, согласно древнейшему воззрению, принимается существование только божественного напитка, который называется то нектаром, то А. Sapph. fr. 51. В Alcman fr. 97. В Athen. 2 р. 39 а. Κρη̃ναι αμβρόσιαι, источники Α., небесного напитка, по изображению Еврипида (Hippol. 742) находятся на далеком Западе (откуда и у Гомера голуби приносят Зевсу A. Ноm. Od. 12, 62), в садах Гесперид, вблизи Атласа, возле опочивальни Зевса. Именем пищи богов называли также вещественную земную пищу людей и их напитки. Приятно пахнущие цветы также назывались А., напр. в Коринфе — лилия;
2. одна из Гиад (дочерей Атласа и Плейопы), которые в Додоне были кормилицами Диониса. А., как вакхическая нимфа, является в свите (θίασος) Диониса.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.