Словарь классических древностей - архитекторы
Связанные словари
Архитекторы
• Architecti, Architectura.
К древнейшим временам эллинской истории относятся известные колоссальные постройфки, так называемые киклопические или пеластические стены, которыми ограждались кремли древних властителей Греции; они частью состоят из многоугольных, не соединенных между собой глыб, с промежутками, наполненными мелким камнем (в Тиринее), частью сложены из камней, искусно отесанных и плотно друг к другу пригнанных (Аргос и Микены); кладка последнего рода принадлежит к числу самых прочных и долговечных. Отсюда мало-помалу развилась кладка из четырехугольных плит, хотя для фундаментов многоугольные глыбы всегда оставались в употреблении. В царских дворцах героического периода особенно характерно было обилие блестящих металлических украшений. Для хранения дорогого оружия, кубков и других драгоценностей (κειμήια) служили куполообразные θησαυροί (обыкновенно подземные) и построенные наподобие погребов ουδοί многих храмов. Из этого рода построек лучше всего сохранилась так называемая сокровищница Атрея в Микенах, сложенная из горизонтальных рядов, постепенно сходящихся к замку свода, с пирамидальными воротами; внутри она была, вероятно, обложена бронзовыми досками, а с переднего фасада украшена полуколоннами и плитами из красного, зеленого и белого мрамора. По всей вероятности, это здание так же, как и другие подобные (напр., «сокровищница Миния» в беотийском Орхомене и так называемый Nuraggi на острове Сардинии), не сокровищница, а царская могила. С переселением дорян находится в связи появление дорической храмовой архитектуры. Строительное искусство, соответственно цели, которой теперь служило, тотчас приняло благородный и величавый характер; из прежнего зодчества деревянных построек были заимствованы образующие фриз триглифы, τρίγλυφες (как оконечности балок) и метопы, μετόπαι (как промежуточные отверстия). Колонны (см. Columna, Колонна.) в постройках дорийского стиля очень толсты и стоят близко друг к другу, чтобы придать зданию прочность и устойчивость; толщине соответствует высота; во всех формах с решительностью сказывается известный, определенный характер, причем резкость переходов не смягчается промежуточными членами. Формы просты, геометрически правильны, состоят большей частью из прямых линий, однообразие которых приятно нарушается мелкими украшениями вроде надрезов, колец, «каплей» и т. п. Большего богатства форм это зодчество достигло в Коринфе; фронтоны (αετώματα) стали украшать рельефами из глины, место которых впоследствии заступили группы статуй, и особое внимание было обращено на изящество форм наборных потолков, φατνώματα, lacunaria. Противоположным характером с самого начала отличалось ионическое зодчество. Здесь колонны тоньше и выше; разница между диаметрами их оснований и вершин меньше; под колоннами имеются особые базы. Капители изукрашены и снабжены завитками, формы более округлы, как бы эластичны, переходы мягче: вся совокупность линий производит впечатление чего-то веселого и грациозного; с начала 6 в. в истории архитектуры проявляется особенное оживление; отдельные государства соперничают друг с другом в возведении великолепнейших зданий. Оба рода архитектуры все больше и больше развиваются: стиль дорический все с большим совершенством вырабатывает свойственный ему характер величия и достоинства, стиль ионический все ближе подходит к своему идеалу яркой красоты. Начинают, ставя колонны и внутри храмов, увеличивать размеры последних, в крышах иногда оставляется широкое отверстие, υπαιθρον. Упоминаются из этого времени храмы Артемиды в Эфесе (Hdt. 1, 92. Liv. 1, 45. Plin. 16, 79. 36, 21; разрушенный Геростратом и возобновленный Дейнократом), Кибелы в Сардах, Геры в Самосе, Зевса Олимпийского в Афинах, так называемый Медный дом Паллады в Спарте и др.; более или менее сохранились: храм Посейдона и значительно более поздний храм Деметры вместе со статуей в Пестуме (Посейдония), храм Афины на Эгине и еще несколько храмов в Сицилии, Сиракузах, Акраганте и Селинунте. В то же время устраивались замечательные водопроводы, каналы, фонтаны и другие общественные сооружения; но не заботились еще об устройстве театров, ипподромов, стадий и т. п. После того как Персидские войны пробудили дремавшее доселе сознание национальной силы и привели к скоплению в руках афинян больших богатств, дух предприимчивости достиг высшей степени, а техника полного своего развития. Афиняне употребляли свои огромные средства для укрепления и украшения своего города. Стены Пирея (длина их с Мунихией была 60 стадий, высота 40 греческих локтей, ширина достаточная для проезда разом двух нагруженных повозок) соперничали с киклопическими по громадности размеров, но превосходили их правильностью постройки. Теперь начали думать и о сооружениях для торжественных игр. При возведении этих сооружений, в которых с особенной ясностью сказывается стремление подчиняться требованиям целесообразности, особенно же при возведении театров, явилась необходимость в устройстве сводов; искусство кладки сводов, по сказанию, было изобретено Демокритом или заимствовано из Италии. Самые замечательные здания находились на Афинском акрополе. Здесь при входе высились великолепные Пропилеи, постройка которых стоила более годового дохода государства (2012 талантов, приблизительно 3 миллиона серебряных рублей). Они были построены Мнесиклом, находились в связи с въездом с агоры и представляли собой великоленные ворота с 4 боковыми дверями; снаружи находился ионический портик, с обеих сторон дорические фронтисписы, по бокам выдающиеся флигеля, из коих северный был украшен картинами, а перед ним лежал небольшой храм Ηίκης απτέρου. На вершине акрополя стоял Парфенон, храм Афины, богини — охранительницы города, имевший в длину 50 футами более, чем прежний храм, уничтоженный огнем во время персидского нашествия. Построенный Иктином и Калликратом из пентелийского мрамора, яркий блеск которого еще увеличивался цветными и золотыми украшениями, новый храм представлял следующие части:
1. колоннаду,
2. притворы (πρόναος) по обеим узким сторонам здания,
3. собственную cella или гекатомпед, внутри которого находилась другая колоннада, поддерживавшая крышу с υπαιθρον,
4. парфенон в тесном смысле слова, т. е. квадратный придел, отделенный стенами от остальных частей храма,
5. описфодом. В храме стояла знаменитая статуя Паллады Афины (ср. Sculptores, Скульпторы). К нему вели 3 ступени; он имел колонны дорического стиля; все его фризы и метопы были украшены разнообразными произведениями ваятельного искусства, относившимися к сказаниям об афинских богах и героях. Приблизительно до конца 17 в. это удивительное создание греческого зодчества в целом оставалось почти невредимым; но во время войны Турции с Австрией венецианцы, обстреливая Афины, разрушили (28 сентября 1687 г.) большую часть Парфенона. На этом разрушение не остановилось; развалины были употреблены частью для устройства новой мечети на месте старой, ранее уже существовавшей в Парфеноне, частью для других целей. Вместе с Парфеноном, знаменитейшим зданием Афин, был расположенный у южной части подошвы акрополя Одеон, предназначавшийся для состязаний дифирамбических поэтов и рапсодов. Этому зданию придана была круглая форма, как потому, что она наиболее соответствовала его назначению, так и потому еще, что Одеон должен был служить напоминанием о знаменитой палатке, из которой Ксеркс смотрел на свой флот. Крыша здания, как говорят, была сделана из мачт персидских кораблей. Когда в митридатовскую войну Сулла осадил Афины, тогдашний правитель города Аристон, вынужденный оставить город и искать спасения в акрополе, поджег Одеон, чтобы деревянные части этого здания не послужили неприятелю материалом для устройства военных машин. Впоследствии Одеон вновь был выстроен Ариобарзаном, царем каппадокийским. Кроме того, в Афинах воздвигнуты были: Θήσειον (см. Attica, 14, Аттика.) из пентелийского мрамора, двойной храм Афины Паллады и Посейдона Эрехфея (так называемый Έπέχθειον, см. это слово), отличавшийся чрезвычайной тщательностью постройки и своеобразным ионическим стилем; в Элевсине построен был Коребом, Метагеном и Ксеноклом, под руководством Иктина, большой храм с 4 рядами дорических колонн, стоявших в два этажа и поддерживавших сводчатый потолок с отверстием для освещения храма. Plut. Per. 13. Наконец, было много еще других храмов, частью в Аттике: в Рамнунте, Форике и на мысе Сунии, частью в Пелопоннесе: в Олимпии, Фигалее, Аргосе, Тегее, в Ионии: в Милете, Приене, Магнесии, в Сицилии: в Акраганте, Селинунте (особенно богатый и обширный, ср. Thuc. 6, 20) и Эгесте. Между множеством греческих архитекторов особенно выделяется еще Ройк Самосский (ср. Sculptores, Скульпторы, 3), как строитель храма Геры в Самосе и (вместе со своим сыном Феодором и Смилисом) лемносского лабиринта. Hdt. 3, 60. В этот же период больше роскоши проявляется уже и в частных постройках, и по планам архитекторов сооружаются целые города (портовый пригород Пирей, Фурии, Родос); из архитекторов, занимавшихся этим делом, называют Гипподама Милетского и Метона. Еще далее развивается это направление в александрийский период, когда по плану Дейнократа (он же, говорят, вновь отстроил сожженный Геростратом храм Артемиды в Эфесе) была основана и Клеоменом из Навкрата выстроена (Justin. 13, 4) Александрия, считавшаяся образцом красивого и великолепного города (vertex omnium civitatum, Amm. Marc.), хотя, может быть, и уступавшая более щеголеватой и нарядной Антиохии. В это же время много изобретательности проявляется в разработке искусства комнатного убранства; замечательными образцами этого искусства, впоследствии перешедшего в Рим, были Дионисов шатер и Нильский корабль (плавучий дворец). Роскошнейшим из надгробных памятников был мавзолей, воздвигнутый Артемисией, царицей карийской (см. Halicarnassus, Галикарнас); памятник Гефестиона, устроенный Дейнократом, был лишь костер пирамидальной формы с рядом террас, уступами возвышающихся одна над другой. Само собой разумеется, что и в этот период появилось немало новых храмов (преимущественно, может быть, в Кизике и Афинах); при этом все более и более входил в употребление стремившийся соединить преимущества других стилей стиль коринфский, который впоследствии был самым любимым и у римлян. В Риме искусство архитектуры водворилось лишь в позднейшие времена Республики, но затем его произведения становятся здесь все многочисленнее и роскошнее. Храмы, напр. построенный по поручению Мария Г. Муцием храм Honoris et Virtutis, были невелики; после этого храма в 57 г. до Р. X. была воздвигнута Помпеева Curia и еще позже великолепная Basilica Эмилия Павла с фригийскими колоннами. Первым каменным театром был Помпеев, устроенный (в 55 г.) по образцу Митиленского, на 40 000 зрителей; первый каменный амфитеатр был устроен Статилием Тавром при Августе. С установлением императорской власти зодчество римлян приняло характер великолепия и пышности, соответствующий положению Рима как владыки мира; но при этом — на что жалуется уже Витрувий — вследствие смешения разнородных форм утратилась чистота стиля, свойственная греческим образцам. В значительнейших сооружениях главными архитектурными формами наряду с колоннами и архитравами являются особенно пилястры и арки. Август с помощью Агриппы и некоторых др. обратил так называемый campus Martius в великолепный городок, приятно пестревший рощами и зелеными газонами; напротив, постройки последующих императоров теснились главным образом около так называемой Sacra via и Палатинского холма. Важнейшими сооружениями Августа были: храм Аполлона Палатинского с библиотекой, оконченный в 34 г. до Р. X.: само здание выстроено было из каррарского мрамора, а окружавшие его колоннады из пунийского; храм Jovis Tonantis на Капитолийском холме и Martis Ultoris, театр Марцелла (13 г. до Р. X.), портик Октавии. Из построек Агриппы, кроме огромных портовых сооружений, клоак и так называемых Saepta Iulia, замечательны большие термы и особенно посвященный (25 г. до Р. X.) богам рода Юлиев Панфеон, круглое здание в 132 фута высотой с портиком из 16 коринфских гранитных колонн: стены были обложены мрамором, а наборный потолок украшен золочеными розетками (см. Рота, 17); Азинием Поллионом был построен Atrium Libertatis с библиотекой, Корнелием Бальбом — театр (окончен в 13 г. до Р. X.). Исполинские сооружения Клавдиев характеризуют тщеславие и расточительность строителей: Неронов золотой дом простирался от Палатина до Эсквилина и Целия, его портики тянулись на тысячи футов, внутри помещались целые парки, комнаты, особенно столовые, были убраны с неимоверной роскошью. Напротив Флавии большей частью строили такие здания, которые могли бы служить для общего пользования; Веспасиан построил храм Pacis и Amphitheatrum Flavium (н. il Coliseo, см. Theatrum, 17, Театр); последний был освящен Титом (в 80 г. от Р. X.) и служил также навмахиею. Громадные сооружения Траяна (его Forum, по Amm. Marc. 16, 10, замечательнейший из всех римских, имевший посредине колонну с бронзовой статуей императора; одеон, гимназия и пр., дунайский мост и т. д.; при всех этих постройках Траян пользовался помощью Аполлодора Дамасского, который впоследствии при Адриане впал в немилость) и Адриана, который сам был знатоком архитектуры, представляют последний период ее процветания, при Антонинах предпринимались лишь немногие отдельные постройки; излишество и скученность украшений являются на место прежней изящной простоты, а в зданиях, построенных после Марка Аврелия, масса посторонних прикрас совершенно заслоняет идею целого, начинается быстрый упадок вкуса, приближается время, когда античное зодчество должно уступить христианскому церковному. ср.: Lübke. Gesch. der Architektur (5-е изд.; 1876). Kugler, Gesch. der Bauknust (1854 слл.); и особенно Bötticher. Die Tektonik der Hellenen (2-е изд., 1869 слл.); Brunn. Gesch. der griech. Künstler, т. 2, стр. 317 слл.; Reber. Gesch. der Baukunst im Alterthum (1867).
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.