Словарь классических древностей - диомед
Связанные словари
Диомед
• Diomēdes,
Διομήδης,
1. сын Арея и Кирены, см. Hercules, Геркулес, 9;
2. сын Тидея, один из эпигонов (см. Adrastus, Адраст). По окончании похода эпигонов он в качестве аргосского царя и наследника деда своего Адраста принимает участие в Троянской войне в сопровождении своих верных товарищей Сфенела и Евриала (см. Adrastus, Адраст). Ноm. Il. 2, 559 слл. Под Троей он во время отсутствия Ахиллея и в битве, и в совете самых храбрый из всех; одушевляясь неукротимою мужественною отвагою, при помощи Афины не страшится даже вступать в бой с богами. Il. 8, 66 слл. Д. смелым нападением на Гектора дает битве благоприятный оборот, и лишь молния Зевса, упавшая перед его конями, заставляет его податься назад. Он первый выступает охотником на ночную рекогносцировку, выходит с Одиссеем из лагеря, убивает троянского лазутчика Долона и нападает на фракийского царя Реса в его лагере. Il. 10, 220 слл. 470 слл. ср. Il. 11, 310 слл. По сказанию послегомеровскому, он вместе с Одиссеем проник подземным ходом в троянский кремль и, убив стражей, похитил кумир Паллады — Палладий (Verg. Aen. 2, 163), который затем или привезен был им в Аргос, или похищен у него Демофонтом при высадке его в Аттике. По взятии Трои он благополучно возвратился в Аргос. Ноm. Od. 3, 180. О дальнейших его судьбах послегомеровское сказание рассказывает различным образом. Афродита гневалась на него за то, что он ранил ее под Троей (Il. 5, 330. 410), и потому соблазнила жену его Эгиалу или Эгиалею, дочь или внучку Адраста, к прелюбодейству с Гипполитом, или Кометом, или Киллабаром. Поэтому Д., или добровольно, или же изгнанный прелюбодейкою, оставил свое царство и отправился на родину своего отца — в Этолию, где жил еще дед его Ойней, который был изгнан из своего царства братом своим Агрием. Д. убивает сына Агриева Епопея и возвращает престол своему деду, а по другому преданию, передает престол Андремону, см. Andraemon, Андремон. (Некоторые авторы относят этот поход в Этолию к промежутку времени между походом эпигонов и Троянскою войною и рассказывают, что Ойней с Д. отправился в Аргос.) На обратном пути в Аргос корабль Д. уносится бурею и он прибывает в Италию, в землю давниев. Здесь он подает помощь Давну (сыну Ликаона, брату Япига и Певцеция) в войне его против жителей Массании и в благодарность за это получает в супружество его дочь Евиппу и господство над Давнией. С этою супругою он приживает двух сыновей, Диомеда и Амфинома. Умирает он в Давний или в Аргосе, куда возвратился, или исчезает на одном из названных по его имени Диомедовых островов в Адриатическом море, где, по преданию, был его надгробный памятник. На восточном берегу Италии он, рассказывают, построил несколько городов и святилищ, особенно в честь Афины: Веnеventum, Argos Hippium (Argyripa, Arpi), Brundusium и др. Strab. 6, 284. Diomedei campi в Апулии были названы по его имени. В Италии ему поклонялись как полубогу (ήρως) во многих городах, в Аргирипе, Метапонте и т. д.; и в Греции его почитали полубогом. В Аргосе в праздник Афины его щит носился вместе с Палладием в торжественном шествии и изображение его омывалось в реке Инахе. Вообще, здесь он является в тесной связи с культом Афины (она же его и возвела в боги, Pind. Nem. 10, 7), и потому у Гомера он поставлен в более близкие отношения к олимпийским богам, чем кто-нибудь другой из героев. ср. Il. 5;
3. латинский грамматик, см. Grammatici, Грамматики, 6.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.