Словарь классических древностей - эфоры
Связанные словари
Эфоры
• 'Έφοροι,
1. спартанская должность, состоявшая из 5 членов, назначавшихся ежегодно в осеннее равноденствие, т. е. в начале спартанского года, из среды народа, первоначально царями, позже самим народом, частью для судопроизводства в частных тяжбах, частью, чтобы заступать место царей. Учреждены они были, по одним известиям, уже Ликургом, по другим — Феопомпом (757 г. до Р. X.), что по некоторым внутренним причинам имеет больше вероятия; быть может, впрочем, они существовали и до того, и реформы Феофомпа заключались только в том, что он дал им право контролировать действия царей и препятствовать таковым. Власть их была судебная и административная в одно и то же время. Они (Aristot. polit. 3, 1, 7) судили в δίκαι τω̃ν συμβολαίων (гражданские дела), герусия — в δίκαι φονικαί. Судебная их власть вскоре расширилась, когда им достались 'ευθύναι должностных лиц, с царями исключительно, они могли привлечь к ответственности еще во время года службы и налагать на них денежный штраф. В процессах против царей на жизнь и смерть они выступали обвинителями; местом суда была в этом случае герусия. Таким образом, мы видим, как из их судебной власти образовалась мало-помалу большая политическая сила. Их несудебная деятельность состояла первоначально, соответственно их судебным обязанностям, в наблюдении за рынком, т. е. за всей торговлей Спарты. На площади же было их присутственное место (αρχει̃ον). Но вместе с судебною властью расширилась вскоре и их политическая власть, так что они сделались самою влиятельной должностью в Спарте и как представители народа (поэтому их сравнивали с римскими народными трибунами; это сравнение, впрочем, подходит лишь в некоторых отношениях) впервые образовали противовес царям и герусии и скоро получили на ними перевес, который сокрушил мало-помалу государственное устройство Ликурга. Они получили право наблюдения за всею общественною жизнью; уже с давних времен они могли созывать народ и предлагать законы, могли допускать и не допускать послов и вообще имели большое влияние на внешнюю политику; они имели право в военное время отсылать войска, если хотели, определяли, вероятно, число солдат, назначали полководцев (которыми были большею частью цари), ограничивали их власть через прикомандированных к ним лиц (σύμβουλοι Thuc. 5, 63; позже_двое из Э. следовали за царем в походах, Хеn. Hell. 2, 4, 36), могли их отзывать через σκυτάλη. Источником их большой власти была εκκλησία, настоящими представителями которой они были. После года занятия должности они делались частными лицами. Для важных мероприятий было необходимо согласие большинства в коллегии. Увеличение их власти обнаруживало возрастание оппозиционного элемента в государстве и, таким образом, изменение во внутренней и внешней политике государства (они представляли в делах эллинов беспокойную воинственную партию в противоположность к царям герусии). Вследствие их власти пал благородный Агис III при своей попытке восстановить учреждения Ликурга; также и Клеомен III должен была начать свои реформы уничтожением эфорства. После его падения вследствие поражения при Селласии (221 г. до Р. X.) должность Э. была восстановлена. Следует еще упомянуть, что первый Э. был επώνυμος данного года. ср. Müller, Dor. 1, 111 слл. и Schumann, griech. Alterth. 1, 237 слл;
2. пять человек, назначенные в Афинах олигархами после битвы при Эгоспотамах, чтобы изменническими мероприятиями помешать защите города против Лисандра. Lys. Eratosth. 45 слл.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.