Словарь классических древностей - фокион
Связанные словари
Фокион
• Phocĭon,
Φωκίων, афинянин из бедной семьи среднего сословия, учился у Платона, был в дружбе с Ксенофонтом, который был несколько моложе его, и был воспитан по лучшим образцам, в частной жизни был любезен и обходителен, но в общественной суров и крут. Он презирал богатство и всякую роскошь, а вместе с тем и народ своего времени, считая его неспособным к свободе. Далекий от всяких идеальных порывав, благоговея только перед теорией полезного, он считал дисциплину и порядок под руководством сильного властителя за вещи для того времени всего более желательные, и, таким образом, несмотря на свою любовь к отечеству и честность (его часто называют χρηστός, Plut. Phoc. 10), он сделался постоянным врагом Демосфена и ревнителем македонского влияния. Отличаясь как полководец — он был 45 раз стратегом, — он был вместе с тем и государственным деятелем. Не обладая ораторским талантом, он умел сильно выражаться и старался путем увещания напомнить народу в грубом тоне о его недостатках, отступая в этом от рутинной манеры тогдашних ораторов. Сначала он примкнул к Хабрию, принимал в качестве начальника левого фланга деятельно участие в победе при Наксосе, в 376 г. до Р. X., и прославился своею честностью при взимании податей с вновь присоединенных союзников. Plut. Phoc. 6. Diod. Sic. 15, 34. Потом о нем упоминают снова только в то время, когда он в 351 г. повел против Кипра вспомогательные войска, снаряженные для Артаксеркса карийским властелином Идриеем. В 350 г. он был послан в Эвбею, чтобы прекратить происки македонян и помогать Плутарху, тирану еретрийскому. Он счастливо сражался при Таминах; но когда Плутарх оказался вероломным и жители обратились против афинян, то война приняла несчастный оборот и Эвбея была потеряна для афинян. Plut. Phoc. 12. Dem. Mid. p. 567. Aeschin. Ctes. 26. Неизвестно, стоял ли он также во главе позднейшей экспедиции в Эвбею, 343 или 341 г., окончившейся изгнанием тиранов Филистида и Клейтарха и восстановлением авторитета Афин; во всяком случае, он присутствовал при взятии Орея и Эретрии. Plut. Demost. 17. Dem. de cor. p. 252. В 339 г. он спас Византию от нападения Филиппа (Plut. Phoc. 14) и охранял Мегару против фивян. При этом он все-таки советовал афинянам жить в мире с Филиппом, после битвы при Херонее высказывался в пользу принятия «крайне умеренных условий мира», старался по смерти Филиппа отклонить афинян от преждевременного возмущения, подав свой голос, несмотря на неудовольствие народного собрания, за изгнание ораторов народной партии, которого потребовал Александр, но затем выхлопотал им всем, за исключением Харидема, прощение. Plut. Phoc. 17. За все это он постоянно был в большом почете у Александра, но, несмотря на свою бедность, не принял от него ни денег, ни каких-либо других милостей. И по смерти Александра он всячески противился возобновлению войны и при всякой новой победе в ламийской войне высказывал свои опасения. Plut. Phoc. 23. Когда война окончилась несчастным образом и Антипатр двинулся против Афин, стесненный народ должен был искать защиты у приверженцев македонян. Ф. отправился с продажным Демадом для переговоров к Антипатру и должен был заключить мир, лишавший прав 12.000 граждан, особенно из низших слоев среднего сословия, сделавший македонян обладателями гавани Мунихии и отдавший на произвол врагов благороднейших граждан. Plut. Phoc. 27 слл. С этих пор он стоял как стратег во главе государства и старался, насколько это было в его силах, смягчить тяжелые условия мира при его выполнении. Когда же, по смерти Антипатра (319 г.), Полисперхонт обещал восстановление прежнего государственного устройства, чтобы привлечь Грецию на свою сторону, Ф. в соединении с Никанором, полководцем Антипатра, старался воспрепятствовать осуществлению этого; этим он возбудил против себя неудовольствие народа, и когда Александр, сын Полисперхонта, высадился в Аттику с войском, Ф. был смещен и преследуем со своими друзьями как изменник. Они обратились тогда к Полисперхонту, который отослал их обратно в Афины, предоставляя народу приговор над ними. Ритор Агнонид выступил обвинителем, и народное собрание единодушно присудило их за προδοσία к смертной казни. Plut. Phoc. 29 слл. 32 слл. Diod. Sic. 18, 64 сл. Ф. должен был уже 80-летним старцем выпить чашу с ядом в 317 г.; между тем вскоре произошла внезапная перемена в настроении умов, Ф. была воздвигнута статуя, а Агнонид был казнен.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.