Словарь классических древностей - гефест
Связанные словари
Гефест
• 'Ήφαιστος,
Volcanus, сын Зевса и Геры или одной Геры (Hesiod. theog. 927), в древнейшее время служил выражением могучей стихии огня, проявляющейся преимущественно в вулканических странах, и был великое творческое существо; но с тех пор, как он был помещен в число олимпийских богов и подчинен Зевсу, он более и более терял свою всеобъемлющую силу и значение и превратился в искусного мастера, плавящего и обрабатывающего металлы посредством огня (κλυτοτήχνης, κλυτόερυος, χαλκεύς). Таким он является у Гомера; на Олимпе у него своя мастерская с 20-ю искусно устроенными мехами (Ноm. Il. 18, 470); он выстроил и себе и другим богам медные чертоги (Il. 18, 370. 1, 607); для Ахиллея он кует художественно украшенные доспехи, для Диомеда — латы, его же произведения — скиптр и эгида Зевса (Il. 2, 101. 15, 309), собаки Алкиноя (Ноm. Od. 9, 91) сеть, в которую он запутывает Арея и Афродиту (Ноm. Od. 8, 274). Ноm. Il. 18. 478 слл. 8. 159, ср. 2, 101. 14, 288. Ноm. Od. 7, 91. 24, 74. По позднейшему преданию, его кузница в горе Этне, где киклопы ему служат помощниками. Подобно тому, как огонь сначала является слабою искрою и Гефест рождается хромым (χωλός, κυλλοποδίων) и некрасивым ребенком; поэтому мать его бросила с Олимпа, но морские богини Фетида и Евринома подхватили его; он пробыл 9 лет у них и сделал им разного рода искусную утварь. Ноm. Il. 18, 394 слл. Он возвратился на Олимп; но когда он однажды и захотел помочь своей матери против жестоко с нею обращавшегося Зевса, Зевс его вторично бросил с неба. Он упал на остров Лемнос, где синтийские мужи приняли его ласково (Il. 1, 590), и с тех пор этот вулканический остров — его любимая земля на свете. По позднейшему преданию, он только вследствие этого падения стал хромать. Хромоте своей он постарался помочь своим искусством; он упирается на две сделанные им золотые рабыни, могущие говорить и двигаться. Il. 18, 417. Женою Г. в «Илиаде» (18, 392) является Харита (Χάρις), у Гесиода (Hesiod. theog. 945) Аглая, в одном месте Одиссеи (8, 267), которое, однако, вероятно, позднейшая вставка — Афродита. С Афиною, богинею искусств, он находится, в особенности в Афинах, в узкой связи, но не возвышается до ее величия; праздновались в честь обоих торжества, на которых устраивался бег с факелами и ставились их изображения в храмах рядом. Кроме Афин и Лесбоса, этому богу мало поклонялись. Праздники в честь его назывались Ήφαίστεια или Χαλκει̃α. Искусство изображало его под видом дюжего, бородатого мужа, сo слабым намеком на его хромоту. Отождествляемый с Г. римский Вулкан — бог огня и очага, а также, подобно Г. — преимущественно бог искусной обработки металлов (Mulciber, плавильщик). Но подобно богине очага Весте, он также имел и политическое значение. Volcanal, место поклонения вулкану, возвышенная над комицием площадка без храма, представляла, подобно храму Весты, своего рода государственный очаг, при котором производились собрания патрициев и сената. Храмы Вулкана (в качестве бога пожаров) строились вне города. С тех пор как его стали отождествлять с Г., ему дали в супруги Венеру. Его праздник Volcanalia был 23 августа и праздновался играми и Фламининском цирке.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.