Словарь классических древностей - колонна
Связанные словари
Колонна
• Columna,
στήλη или στυ̃λος, также κίων, столб, колонна. Первоначально столбы служили только для удобства, как подпора крыши; сначала они состояли, вероятно, из древесных стволов или неотесанных каменных глыб и только мало-помалу приняли более изящную форму. Они употреблялись в каждом доме и храме, т. к. портик составлял существенную часть здания, и отсюда вообще во всех строениях, а также на могилах и при других памятниках (ср. Domus, Дом, Templum, Храм, Sepulcrum, Погребение). В Греции различались три ордена К.: дорийский, ионийский и коринфский. Дорийский и ионийский появились почти одновременно, и дорийским впоследствии назывался более древний архитектурный стиль (процветавший сначала, по-видимому, в государствах недорийских, как, напр., в Афинах), вероятно, лишь потому, что он отличался от того стиля, который, по свидетельству Павсания, с 33 ол. стал употребляться в малоазиатской Ионии. Оба эти стиля, как доказал это P. W. Forchhammer (über Reinheit der Baukunst, 1856), представляют подражание архитектуре деревянных строений. Высота дорийской К. обыкновенно равняется 5, 5 нижним диаметрам колонны; расстояние между К. (на узкой стороне храмов обыкновенно стояли 6 или 8 К., если на длинной их было 13 или 17) тем теснее, чем древнее храмы, но не превышает 1, 5 диаметра колонны. Дорийская К. вовсе не имеет базы, но стоит непосредственно на подстройке κρηπίς или suggestus храма. Стержень (σκα̃πός σω̃μα κίονος) изрыт 20 (или 16) полукруглыми дорожками (ράβδωσις, striatura, ράβδοι, canaliculi, каннелюр) таким образом, что они сходятся в острые грани; эти желобки вырезали уже после постановки К. Отдельные мраморные барабаны (σφόνδυλοι, σπόνδυλοι), из которых составлен стержень и которые ради большей устойчивости связаны между собой пропущенным в середину куском кедрового дерева, до половины К. незаметно утолщаются (εντασις) и затем кверху делаются потоньше; швы снаружи совершенно сглажены посредством шлифовки. Самый верхний барабан, отделенный от прочих горизонтальной зазубриной, был из одного куска с капителью (κεφάλαιον, κεφαλή, κιονόκρανον, επίκρανον, capitulum) и назывался υποτραχήλιον; три вырезные кольца (anuli или εντομαί) шли вокруг него. Напротив, вокруг лежащей на нем, круглой, расширяющейся кверху подушки (εχι̃νος) шли три выдающиеся кольца, вероятно, для того, чтобы дождевые капли не стекали вниз по К. На подушке лежала четырехугольная, обтесанная в четыре грани плита, называвшаяся αβαξ, abacus, последняя часть, посредствующая между подпирающей и устремляющейся вверх К. и горизонтальной верхней частью здания. Непосредственно на абаке покоился архитрав (επιστύλιον), гладкая каменная перекладина, простирающаяся от одной К. до другой. На ней лежали, выдаваясь вперед, концами, поперечные балки, одна упираясь на К., другая посреди двух К.; каждый такой конец был обшит плитой, имеющей два целых вдающихся желобка в середине и по одному полужелобку по бокам (τρίγλυφοι). Промежутки между триглифами (метопы, μετόπαι) скоро стали украшаться и с внутренней стороны плитами с рельефными изображениями (ζωφόρος, фриз). Над поперечными балками крыши (т. е. триглифами и метопами), наконец, лежала значительно выступающая вперед продольная балка, украшенная снизу, в равных расстояниях, маленькими зубчиками или гвоздяными шляпками (σταγόνες); по шести таких зубчиков находилось и под каждым триглифом. Ионийский стиль отличается от дорийского не столько построением, сколько орнаментами. Между тем как дорийский стиль, поражая совершенством красоты своих пропорций, производит, сверх того, и впечатление простоты, силы и твердо основанного величия, — ионийский более привлекает взоры стройной легкостью и нежной прелестью своих форм. Ионийские К. сравнительно выше (в 8, 5-9, 5 нижних диаметров), расставлены на большем расстоянии одна от другой и менее утолщаются в середине. Они уже потому выше, что стоят на базах, которые образуют книзу приятный переход от перпендикулярной линии к горизонтальной линии подстройки (suggestus). База бывает или аттическая: на четырехугольной плите (πλίνθος) лежат одна σπείρα, один τόρος или τρόχιλος и опять одна σπείρα; или ионийская: четырехугольный πλίνθος, два τρόχιλοι и одна σπείρα, которые кверху несколько суживаются. Вдоль К. проведены 24 каннелюры, более глубокие и узкие, чем у дорийских К., отделенные уже не острыми гранями, а узкими полосками (στρίγες, scamilli). Ύποτραχήλιον преобразовался в ανθέμιον и украшается вместо капнелюр 5 листьями выпуклой работы. На нем лежит очень небольшой, украшенный так называемым жемчужным кольцом (αστράγαλος) выпуклой работы эхин; над последним же иногда еще небольшая σπείρα. Над этим находится четырехугольная подушка (κριοί, volutae), спереди и сзади которой проходит рядом множество небольших линий или каналов, которые, свертываясь в рогообразные завитки (ελικες), при своем соединении образуют небольшие круглые выпуклости ('οφθαλμοί). С боков эта подушка представляет существенно различный вид. На завитках лежит еще маленький четырехугольный абак, украшенный жемчужными кольцами. Архитрав состоит из 3 несколько выдающихся одна над другой горизонтальных балок (fasciae, ταινίαι). Концы покоящихся на архитраве поперечных балок обложены одним сплошным фризом (ζωφόρος) с рельефными изображениями людей или животных. У коринфской К. база и стержень такие же, как у ионийской; зато ανθέμιον охватывает всю капитель, он имеет вид цветочной чашечки (κάλαθος), состоящей из 2 рядов листьев аканфа (по 8 листьев в каждом), перемешанных с другими украшениями; из них вырастают 4 кверху завернутых наподобие завитков стебля (καυλοί) с меньшими листьями. На этом покоится небольшой расширяющийся кверху абак, а затем ионийский архитрав. Эта коринфская капитель изобретена, по свидетельству Витрувия (4, 1, 9), ок. 415 г. до Р. X. архитектором и скульптором Каллимахом Афинским, который славился своей тонкостью и своим изяществом в деталях; она была, кажется, впервые применена при постройке храма Алейской Афины в Тегее в 395 г. до Р. X.; там именно между дорийской и ионийской колоннадами находился еще третий ряд колонн коринфских. Греческие К. имеют, в сущности, настоящее значение и применение в архитектуре единственно как подпора крыши. Они смягчают, главным образом, своей капителью, переход вертикальной, устремляющейся вверх и подпирающей линии в продольную горизонтальную, которая величаво лежит на всем здании греческого храма, имея господствующее значение. Со всех сторон они обнаруживают полнейшую соразмерность пропорций. Спокойное величие и всеустрояющее могущество богов, которые сами живут в храме, скрываясь в таинственном мраке от всего мирского, пластически выражено в этой форме, чуждой всего фантастического, зато пленяющей простой, но внушительной красотой. Но мало-помалу К. стали особым украшением всякого рода великолепных зданий, преимущественно портиков (στοά) и базилик. Такое же значение имели и полуколонны, и кариатиды (представляющие, напр., в Эрехтее высеченных из мрамора девиц с корзинами на головах). Впоследствии воздвигались часто и отдельные К., иногда значительных размеров, в виде памятников в честь знаменитых мужей. Римляне не изобрели никакого нового стиля и пользовались при постройках по большей части коринфским стилем. Так называемая римская или сложная (composita) К. — не что иное, как разукрашенное видоизменение коринфской; капитель ее составлена из капителей коринфской и ионийской К. вместе. Тосканская или этрусская К. с простой базой и такой же капителью отличалась более толстым, сравнительно с высотой, стержнем; поддерживая не каменный, а деревянный архитрав, допускала гораздо большие промежутки; вообще же она отличалась простотой и силой, вследствие чего и называлась также rustica. Из отдельных К. в Риме в особенности известны нам следующие:
a) К. Антонина, воздвигнутая сенатом, из гранита; найдена в 1704 г.;
b) К. Марка Аврелия, из белого мрамора, поправленная папой Сикстом V и посвященная апостолу Павлу;
c) К. Траяна, красивейшая из всех и стоящая до сих пор на своем месте, состоит из 34 кусков белого мрамора, вышиной с постаментом (στυλοβάτης) в 117 футов, внутри пустая и снабженная витой лестницей в 184 ступени. Снаружи украшающие ее рельефы представляют 2500 человеческих фигур из дакского похода;
d) К. Цезаря с надписью «Parenti patriae» на форуме, вышиной в 20 футов из нумидийского мрамора; после смерти Цезаря она была разрушена Долабеллой;
e) Col. Maenia, массивная К., поддерживавшая балкон перед домом ее строителя Мения, где судили рабов, воров и должников, вследствие чего такого рода преступники назывались columnarii;
f) rostrata с известными носами кораблей Дуилия;
g) bellica, перед храмом Беллоны у Карментальских ворот, где консул обыкновенно произносил объявление войны враждебным народам. Отдельные К. (columnae или pilae) стояли в Риме также перед помещавшимися в портиках книжными лавками (tabernae) с вывешенным списком вновь появившихся сочинений. Horat. Sat. 1, 4, 71. Также и горы или скалы, особенно выдающиеся мысы назывались в переносном смысле столбами, напр., мыс Calpe и гора Abyla, образующие нынешний Гибралтарский пролив, назывались Геркулесовыми столбами, а крайняя юго-западная оконечность Италии — columna Rhegia.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.