Словарь классических древностей - мемнон
Связанные словари
Мемнон
• Memnon,
Μέμνων,
1. особенно прославленный герой в послегомеровских мифах. В «Илиаде» о нем не упоминается, в «Одиссее» в 2-х местах: 11, 522, где он называется прекраснейшим воином, и 4, 187, где он назван сыном Зари, который убил Антилоха. Гесиод (Theod. 984) зовет его сыном Тифона (брата Приама) и Зари (Ήώς), братом Эмафиона, царем эфиолян (отсюда niger, Verg. Aen. 1, 489). В «Эфиопиде» Арктина Милетского М. отправляется в вооружении, изготовленном Гефестом, на помощь Приаму, убивает по смерти Патрокла и Гектора Антилоха, верного друга Ахиллеса, за что последний убивает и его самого, а мать его, Заря, вымаливает у Зевса бессмертие сыну. Этот мифический материал часто разрабатывался трагиками и служил сюжетом для изящных искусств. Под Эфиопией, в которой царствовал М., греки разумели не страну, лежащую выше Египта, но Эфиопию гомеровскую, расположенную к восходу солнца (Ноm. Od. 1, 24), и потому считали его сыном Зари. По Диодору, М., основатель царского дворца в Сузах, названного по его имени Μεμνόνεια (Hdt. 5, 53. 7, 151), был послан ассирийским царем Тевтамом на помощь его вассалу Приаму с войском из эфиоплян и сусианов и, по Павсанию, подчинил все народы между Сусами и Троей. Миф о М. проник в Египет только в александрийское время через греков, которые связали его с колоссальной статуей близ Фив, посвященной египетскому царю Аменофу. Памятник этот, Аменофион или Мемнонион, существующий еще и в настоящее время близ Мединет-Габу, представляет сидящую статую, сделанную из темного мрамора, со сложенными вместе ногами; он был разрушен землетрясением (вероятно, в 27 г. до Р. X.), так что верхняя часть отвалилась и статуя эта с тех пор представляла замечательное явление тем, что при первых лучах восходящего солнца издавала звук, похожий на звук лопающейся струны, на основании чего и говорили, будто М. отвечает этим на приветствие своей матери, Зари. Страбон (17, 813. 816), который первый упоминает об этом явлении, еще не называет эту статую колоссом М.; связь мифа о М. с этим колоссом относится к последнему времени, когда и египетскую Эфиопию стали считать землей М. и полагали, что он удалился из Эфиопии в Египет, а оттуда в Сусы. Замечательный звук получался, вероятно, от прохождения воздуха через поры и скважины треснувшего от землетрясения камня и особенно слышался при перемене температуры с восходом солнца. Гробницы М. указывались в различных местах, в Абиде при Геллеспонте, в Птолемаиде, в Финикии, в Эфиопии. Спутники М., похоронившие труп его в Троаде, вследствие великой печали были превращены в птиц, Memnones и Меmnonides, которые ежегодно прилетали на могилу М. оплакивать его, пока некоторые из них не умирали; они же в честь его вступали между собою в бой;
2. родосец, брат Ментора, бежавший в Македонию после подавления восстания Артабаза, в котором он принимал участие; впоследствии он опять возвратился и в начале войны с Александром предводительствовал персидским войском в Малой Азии. Он советовал отступить и посредством флота отрезать Александру, пока он был занят завоеванием Азии, сообщение с Европой и произвести против него восстание в Греции и Македонии; но совету его не последовали. После поражения при Гранике, где он командовал 10.000 человек греческих наемников, он защищал Милет и Галикарнасс, затем в качестве предводителя персидского флота завоевал Лесбос, Хиос и несколько из Кикладских островов, завязал сношения с Агисом, царем спартанским, и уже намеревался отправиться в Европу, как вдруг умер во время осады Митилены, в 333 г. Преемники его были побеждены в следующем году. Оставшаяся после него супруга, Барсина, родила от Александра Геракла. Diod. Sic. 17. 1. 22. Arr. 1, 12, 17 слл. Curt. 3, 1.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.