Словарь классических древностей - нимфы
Связанные словари
Нимфы
• Nymphae,
Νύμφαι, т. е. покрытые или девственные богини. Н. составляют многочисленный класс низших божеств, которые служили олицетворением сил природы. Они жили на земле, на горах, в рощах, возле источников, рек и потоков, в долинах и гротах, на лугах и полях; но иногда они восходят на Олимп, чтобы принять участие в совете богов. Ноm. Il. 20, 8. Из общей массы Н. некоторые выделяются по большей ясности своих свойств и известны под собственными именами, как, напр., нимфа Калипсо, дочь Атланта, Кирка (Цирцея), Фаефуса и Лампеция, дочери Гелиоса. Н. в собственном смысле, дочери Зевса, живут, по Гомеру, на горах, в рощах, на лугах и у источников (Il. 6, 420. 20, 8. Ноm. Od. 6. 123. 17, 240); они — благодетельные духи этих мест, и деятельность их еще не связана тесно с этими местами и не ограничивается одними предметами природы: они живут свободно и самостоятельно в природе, гоняют дичь, весело пляшут в хороводах, ткут в прохладных гротах, сажают деревья и оказывают людям помощь под различными видами. Часто они сопровождают высшие божества, как, напр., Артемиду, богиню охоты. Ноm. Od. 6, 105. 9, 154. 12, 318. 13, 107. В одном месте у Гомера (Ноm. Od. 10, 350), которое, впрочем, принадлежит позднейшему времени, говорится, что Н. рождены источниками, реками, рощами, между тем как вообще они считаются дочерьми Зевса. В последующее время было господствующим то представление о Н., что существование их тесно связано с предметами природы, что они появляются и исчезают вместе с теми явлениями, которыми они управляют. Так, дриад (hymn. in Ven. 259 слл.) не причисляли ни к смертным, ни к бессмертным, приписывали им долгую жизнь, во время которой они питались амброзией и имели общение с богами: «Гермес и силены имеют с ними любовные сношения, от которых появляются высокие деревья, которые долго стоят, пока судьба смерти не положит конец их существованию, а вместе с ними и душа богинь теряет жизнь». Смотря по области природы, которой управляют Н., они разделяются на несколько классов:
1. Н. вод, к которым относятся океаниды, нимфы Океана, и нереиды, морские Н. Иной класс представляют Н. вод, находящихся на материке. Они называются наядами (Νηϊάδες, Ναι̃δες, Ναϊάδες и т. д.), которые опять разделяются на речные Η. (Ποταμηΐδες), которые называются еще по именам рек (Άχελωΐδες, Ίσμηνίδες и т. д.), на Н. источников (Κρηναι̃αι, Πηγαι̃αι) и Н. стоячих вод (Έλειονόμοι, Λιμνακίδες, Λιμνάδες). Так как вода способствует питанию, то и Н. являются благодетельными питательницами растений и плодов, стад и людей (καρποτρόφοι, νόμιαι, αι̉πολικαί, μηλίδες, κουροτρόφοι). Поэтому они являются также кормилицами-воспитательницами Зевса и Диониса, в свите которого они часто и находятся вместе с Паном, Силеном и Сатирами. Т. к., далее, вода, по мнению древних, имеет силу исцелять и вдохновлять, то и Н., особенно Н. источников, помещали в сонм благодетельных богов, дарующих исцеление, приписывали им искусство прорицания и делали их богинями пения и поэзии. В силу последнего свойства они являются воспитательницами Аполлона и матерями певцов и предсказателей. Предсказателей, пораженных сумасшествием, называли νομφόληπτοι;
2. Н. гор, Ореады (Ορειάδες, Όρεστειάδες, Όροδεμνιάδες, Oreades), которые имели еще особенные названия по именам гор, как-то: пелиады, киферониды, диктейские Н. К ним относится также Эхо. Близко к ним стоят
3. Н. долин, напеи (Ναπαι̃αι) и лесов, альсеиды (Άλσηι̃δες);
4. Н. деревьев, дриады (Δρυάδες), которые имеют также отдельные имена, смотря по роду деревьев. Гомер не знает этого класса Н., а Гесиод (Hesiod. theog. 187) называет особый род их — мелийские, Н. ясеневого дерева, родившиеся из капель крови Урана (из ясеневого дерева делалось древко военного копья). Если каждому дереву принадлежала своя дриада, то и жизнь этих последних была связана с жизнью дерева (humn. in Vener.). Этих дриад называют преимущественно гамадриадами (Άμαδρυάδες);
5. Н. отдельных мест, как, напр., Додоны, Нисы, Лемноса. Н. издревле пользовались почитанием. Ноm. Od. 13, 350 слл. 17, 210. Их храмы находились преимущественно вблизи источников, в рощах, гротах и т. п., а в позднейшее время также в городах; городские великолепные храмы Н. (νύμφαια или νυμφαΐα) служили местом празднования свадеб. Им приносили в жертву коз, ягнят, молоко, масло, но не вино. Искусство изображает их прекрасными девушками, обнаженными или полуодетыми.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.