Словарь классических древностей - парфия
Связанные словари
Парфия
• Parthĭa, Parthi.
I.
География.
Парфяне, Πάρθοι или Παρθυαι̃οι, неизвестного, вероятно, туранского происхождения, следовательно, не родственные с арийскими персами, жили в стране, лежащей к югу от берегов Каспийского моря; позже, во время своего высшего процветания и силы, они расширили свои пределы до Евфрата. П., Παρθυαία, Παρθυηνή, Παρθία, по-древнеперсидски Parthuva, на севере граничила с Гирканией, на востоке с Маргианой и Арианой, на юге с Мидией, от которой позже к ней перешли области Комисена (Chumis) и Хоарена (Chwar); главным образом она занимала нынешний Хорасан. На севере простирался хребет Коронских гор, на границе с Мидией — Каспийские горы, на границе с Арианой — Масдор. Позже парфяне расширили свое царство на восток и запад, так что занимали все области между Евфратом и горными странами по Инду. Первоначальное отечество парфян в северных частях было сурово и холодно, а в южных плодородно и с приятным климатом. Т. к. орошение было плохое, то они мало занимались земледелием, а больше скотоводством: славились лошади парфян. Страна их делилась на 5 главных частей: Комисена, П., Хоарена, Паравтикена и Табикена. Парфяне были народ кочевой и сохраняли этот образ жизни и в позднейшие времена. В то же время во всех войнах они выказали себя сильными и храбрыми всадниками и отлично владели стрелами и копьями. Они дразнили неприятеля, заманивали его в засаду, старались его утомить и тогда уже уничтожали. Они менее были способны вести правильные сражения, т. к. у них не было обученной пехоты. Положение их земли между Каспийским и Персидским морями и вблизи рек Тигра, Евфрата и Аракса дозволяло им вести значительную торговлю; они торговали не только продуктами своей страны, но и Индии и Передней Азии. Через их землю пролегал торговый путь с запада на восток. Plin. 6, 28. 12, 17. 34, 14. В позднейшее время они имели царей, которым, как и древнеперсидским царям, воздавались почти божеские почести; но, несмотря на их громкие названия, власть их была значительно ограничена высшим сословием и отчасти простым народом. Первое лицо из высшего сословия носило имя Сурены, но это, кажется, не было собственным именем его. Tac. ann. 6, 42. Кроме высшего сословия были еще крепостные или рабы, которые призывались к оружию во время войн и с которыми обращались с патриархальной снисходительностью. Plut. Demetr. 20. Suet. Calig. 5. Justin. 42, 1, 3. Религия их была религией природы: они почитали звезды, солнце; священнослужители их назывались магами. После покорения соседних земель цари парфян предпочитали иметь постоянные местопребывания, которые выбирались по большей части в восточных провинциях: Раги, Экбатана, Селевкия и соединенный с последней Ктезифонт были их столицами, которые они переменяли по временам года. Это напоминает подобный же обычай персидских царей. Со времен македонских царей парфяне имели случай познакомиться с греческим образованием и культурой; в семействах их владетелей не пренебрегали греческим языком и сочинениями. Простой народ не изменил своих грубых кочевых нравов, непостоянного образа жизни, склонности к насилиям и войне, умеренности и простоты в жизни.
II.
История.
В древние времена парфяне были под властью ассирийцев, вместе с которыми они попали под власть мидян, а затем персов. Когда же могущество персов было сломлено Александром, они подчинились Александру. Justin. 12, 3, 1. Plut. Alex. 45. Arr. 6, 27. Когда вскоре после его смерти распалось основанное им государство, то они во время Диадохов были сначала на стороне Евмена, потом Антиоха. С основанием Сирийско-Македонского царства они подпади под власть Селевка, который основал в их земле города. Когда же при Антиохе Теосе началось разложение государства, парфяне отделились и основали собственное государство; царем их сделался Арсак, родоначальник династии Арсакидов, 256 г. до Р. X., который производил свой род от древнеперсидских царей. Арсак укрепил свое юное государство союзами с соседями, постройкой крепостей и городов и завоеваниями расширил пределы его. В этом ему помогала каста магов, солнечный культ которых не мог сблизиться с греческим почитанием богов. Арсак умер в 253 г. Преемником его был брат его, Арсак II Тиридат, который счастливо отражал нападения сирийских царей; он умер в 216 г. Между его преемниками особенно выдается Арсак VI Митридат I (144-136). Он расширил границы своего царства во все стороны, а особенно к Ефрату, так что его царство простиралось на восток до Инда. Он успешно отражал нападения сирийского царя Деметрия. Т. к. внутри государство было непрочно, то он перенес в П. чужеземное устройство и держался греческих обычаев. В свое короткое царствование он показал себя не только храбрым, но и снисходительным и умным царем. Сын его Арсак VII Фраат II счастливо сражался с сирийцами ок. 130 г.; к этому же времени нужно отнести и войны его с Арменией и Бактрией, которые продолжались и при его преемниках и привели к расширению государства при Арсаке IX Митридате II Великом. Justin. 38, 3. Во время внутренних усобиц при следующих царях индо-скифские народы завладели частью восточной П.; в то же время парфяне вошли в сношения с римлянами, которые привели скоро к ожесточенным войнам, Арсак XII Фраат III заявлял притязания на земли до Евфрата. Арсак XIV Ородес победоносно сражался против Красса, войско которого он уничтожил при Каррах (см. Licinii, Лицинии, 16); это событие навело ужас на Рим и причинило горе римлянам на долгое время. ср. Ov. fast. 6, 480. Horat. Od. 3, 5, 4. Verg. Aen. 6, 606. Только Вентидий в 38 г. отомстил за этот позор блестящей победой. Cic. ad. fam. 2, 10, 17. Caes. b. c. 3, 31. Suet. Caes. 44. Justin. 42, 4. 5. Но скоро затем Антоний потерпел поражение в сражении против Фраата IV (в 36 г. до Р. X.); наконец только Август принудил последнего возвратить отнятые знамена (в 20 г.). При преемниках Фраата происходили постоянные восстания и возмущения, причиной которых был гнев народа на них за их пороки и преступления и за связь с Римом. Артабан III поддерживал связь с римскими императорами и подружился даже с Германиком, который был послан в Азию по случаю споров из-за Армении; но скоро он стал во враждебные отношения к императору Тиберию и был принужден бежать на восток, когда начались новые смятения среди парфян, разделившихся на партии. С помощью варваров он снова получил престол; умер он в 44 г. от Р. X. Следующие цари управляли без славы и счастья; их то низвергали, то снова возводили на престол. То парфяне добивались благосклонности римских императоров, которые поддерживали права бежавших принцев парфян, то снова разгорались войны между римлянами и парфянами, особенно между Нероном и Вологесом I; наконец заключен был мир, который продолжался до времен Веспасиана. Tac. hist. 2, 82. aim. 16, 23. Но при сыновьях Веспасиана дружественные отношения были нарушены, и при следующих императорах Хосрой I (ок. 115 г. от Р. X.) начал войну против Траяна из-за Армении, но вел ее несчастливо и должен был увидеть свою столицу Ктесифонт в руках римлян. Один из его преемников, Вологес III, начал войну против Марка Аврелия; в начале этой войны он имел успех, но потом был побежден Кассием, полководцем Марка Аврелия. Точно так же защищался и Септимий Север от парфян, которые ок. 208 г. поддерживали Песценния Нигра (Pescenius Niger), претендента на престол, и завоевал Ктесифонт. При Каракалле война продолжалась ко вреду парфян, государство которых, очевидно, уже отжило и в 219 г. было сильно потрясено Артаксерксом I, основателем новоперсидского царства, а затем (в 226 г.) совершенно покорено. ср.: Schneiderwirth, die Parther oder neupersisches Reich unter den Arsaciden nach griechisch — römischen Quellen (1874).
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.