Словарь классических древностей - триба
Связанные словари
Триба
• Tribus,
часть города, в противоположность всему городу. Первоначально в Риме были три патрицианские T.: Ramnes, Tities, Luceres (см. Люцеры). Но большее значение приобрело деление Сервия Туллия на географические Т.: городские, urbanae, и загородные, rusticae. 4 городские назывались: Suburana или Sucusana, Esquilina, Collina, Palatina. Все земли, принадлежавшие городу, делились на 26 tribus rusticae или regiones (по некоторым известиям, также pagi). Вследствие уступки земель Порсенне в 507 г. до Р. X. число 30 Т. было уменьшено на 20, но скоро опять стало увеличиваться: в 504 г. до Р. X. была составлена из сабинян, пришедших в Рим с Аппием Клавдием, 21 Т. (Liv. 2, 21); к ним в 387 г. до Р. X. прибавилось 4 новых, в 385 г. — 2, в 332 г. — 2, в 318 г. — 2, в 299 г. — 2, наконец в 241 г. еще 2, и число их достигло 35 и с тех пор не изменялось. Названия первоначальных 21 Т. были: tr. urbanae: Suburana, Esquilina, Collina, Palatina; tr. rusticae: Aemilia, Camilia, Claudia, Cornelia, Crustumina, Fabia, Galeria, Horatia, Lemonia, Menenia, Papiria, Pollia, Papinia, Romilia, Sergia, Veturia, Voltinia. К этим первоначальным Т. прибавились, как сказано, 14 новых: Stellatina, Tromentina, Sabatina, Arniensis, Pomptinia, Poblilia или Publilia, Maecia, Scaptia, Onfentina, Falerina, Aniensis, Terentina, Velina и Quirina. Сначала между tr. urbanae и rusticae не было никакого различия, но т. к. последние состояли из землевладельцев, а первые преимущественно из купцов, ремесленников и рабочих, то tr. rusticae вскоре получили преимущество, особенно с тех пор, как вольноотпущенников дозволялось приписывать только к tr. urbanae (см. Libertinus, Либертин). Каждая Т. делилась на декурии и городские еще на vici и compita, a загородные на pagi. После реформы центуриатных комиций, когда классы и Т. слились в одно, каждая Т. заключала в себе 5 центурий seniorum и 5 центурий iuniorum. Каждый гражданин, как патриций, так и плебей, должен был быть приписан к одной из Т.; иначе он не мог принадлежать ни к одной из центурий. Одни aerarii не были вписаны, но находились в tabulae Caeritum (см. Aerarii, Эрарии, и Caerites, Цериты). Каждый принадлежал к той Т., в которой жил или владел землею; впоследствии же и с переменою местожительства Т. оставалась прежняя. Т. издавна имели большое значение в административном, политическом и общинном отношении. На них основывался ценз, военная подать (tributum), набор (dilectus), и все Т. вместе представляли всемогущее народное собрание (см. Comitia tributa, Комиции). He имея значения в религиозном отношении, они имели значение общинное. Члены каждой Т. (tributes) сохраняли тесную связь между собою и считались товарищами, как amici, vicini и т. д. Эта связь поддерживалась тем, что трибуны сообща выбирали себе начальника, вносили жалованье для солдат и сообща же устраивали многое другое, напр., празднества. Поэтому кто искал какой-нибудь должности, всегда обращался ко всей Т. (ср. Sodalicium, Запрещенные общества). В эпоху императоров политическое значение Т. совсем утратилось, т. к. избирательные комиции были перенесены Тиберием в сенат. Tac. ann. 1, 15. Деление всех римских граждан прекратилось, и лишь одни жители Рима подразделялись на 35 Т., для целей dilectus, особенно городских когорт (Tac. ann. 13, 27; colortes etiam in urbe conseriptos, т. е. 3 coh. urbanae 7 coh. vigilum) и раздачи милостыни императорами, о чем часто упоминается в надписях (plebs urbena XXXV trib.) и к чему также относится Tac. ann. 3, 4 populus per tribus. Кроме того, беднейшие граждане образовали при раздаче дарового хлеба в каждой Т. особую корпорацию, члены которой и смотрели на себя как на таковую и получали tessera (см. Largitio).
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.