Словарь классических древностей - ветры
Связанные словари
Ветры
• Venti.
I. В физическом отношении.
В., подразделявшиеся на морские и береговые (τροπαι̃οι, altani — ab alto и α̉πόγειοι, apogei), по силе своей бывают или обыкновенные В., 'άνεμοι, venti, или бури, χειμω̃νες, θύελλαι, procellae, и ураганы. Последние имели различные названия: ε̉κνεφίαι, которые при столкновении В. вырывались как бы из облаков; καταιγίς, σκηπτός, внезапно появлявшийся вихрь (Soph. Ant. 418); λαι̃λαψ, сильный порывистый ветер с дождем и густыми облаками; τυφών, τυφώς, στρόβιλος, turbo, typho, сильно крутящийся разрушительный вихрь; πρηστήρ, turbo igneus, горячий вихрь и вообще любой сильный ветер (Arist. Lysistr. 974), а также поднятый вихрем смерч, который также называется σίφων (труба) и τυφών, у римлян columna, typhon. В., дующие в определенное время года, назывались ε̉τησίαι, Etesiae (от ε̉τος, Hdt. 2, 20); кроме этого общего названия, ε̉τηεσίαι означает специально северо-восточные В., дующие ежегодно в течение нескольких недель после восхода Сирия; эти же В., дующие за 8 дней до восхода Сирия, назывались prodromi. Наиболее важными из В. (γενικώτατοι, cardinales, principales), получивших название от стран света, с которых дуют (Plin. 2, 46 слл.), считаются те, которые приходят с одной из 4 главных сторон света. Они называются:
1. Notus (Νότος, влажный, Auster), южный ветер, порывистый, приносящий грекам часто туман, сырость и дождь; он появляется обыкновенно в начале лета и считается вредным для здоровья (Ноm. Il. 3, 10. Hdt. 2, 15 (χειμέριος). Soph. Ant. 335. Horat. Od. 1, 7, 16 (albus) ibid. 1, 3, 14 (rabies Noti);
2. Boreas (Βορέας, Βορρα̃ς, бушующий, Απαρκτίας, мчащийся с севера, 'άρκτος, Septentrio), северный ветер, холодный, приносящий ясную погоду и здоровый для Европы и Малой Азии; Африке же он приносит облака и дождь. Ноm. Il. 14, 395. 23, 692. Od 5, 296. На указателях В. более поздних времен борей означает собственно не северный ветер, а северо-восточный, точно так же как Eurus — юго-восточный; впрочем, поэты и вообще те, для кого не имело важности точное определение, сохраняли первоначально значение этих названий;
3. Zephyrus (Ζέφυρος, мрачный, от ζόφος, Favonius), западный ветер, приносящий грекам обыкновенно бурю и дождь, западным же странам теплую погоду. Он начинает дуть весной, когда моряк снова решается выйти в открытое море, и особенно господствует во время летнего поворота солнца. Ноm. Od. 5, 295. 12, 28. 14, 458. Hor. od 1, 4, 1;
4. Eurus (Ευ̃́ρος, утренний ветер, от η̉ώς 'έως, Vulturnus), первоначально восточный ветер, позже юго-восточный и в этом значении переименованный в Ευ̉ρόνοτος (Hdt. 4, 99. 7, 36); он дует особенно во время зимнего поворота солнца и бывает обыкновенно сух, но иногда и влажен. Hor. epod. 16, 54. Гомеру известны только эти 4 главных В.; обыкновенно он соединяет борея с зефиром, а нота с евром (Ноm. Il. 2, 145. 9, 5. 2, 195. Ноm. Od. 5, 295). Только зефир и борей имеют у него общие между собой эпитеты, но ни один эпитет евра или нота не придается никакому другому В. У Гесиода упоминаются также только эти 4 главных В., но евра он называет аргестом (Άργέστης), «ясным и светлым», потому что он появляется от ясного востока. Hesiod. theog. 379. Позже этот простейший указатель В. расширили, вставив (еще до Геродота) между 4 главными В. 4 второстепенных, потом увеличили их число до 12 В. и наконец до 24. Уже разделение на 12 В. было для обыденной жизни слишком подробно и точно, и обыкновенно различали только 8 В. Таким образом, к упомянутым 4 главным В. добавились еще:
5. Apeliotes (Άπηλιώτης, от 'ήλιος, Solanus, Subsolanus), который считался чисто восточным В. и, таким образом, заменил евра, который стал юго-восточным В.;
6. северо-восточный ветер Καικίας, Aquilo, очень часто дующий в Италии и Греции. Аквилоном назывался также и северный ветер;
7. юго-западный ветер, λίψ, Africus, см. Africus, Африк;
8. прохладный и сухой северо-западный ветер, Άργέστης (таким образом значение этого названия изменилось после Гесиода), Corus, Caurus. Verg. Ecl. 3, 256. Он назывался также Σκίρων, Όλυμπίας, Иарух. (Horat. Od. 1, 3, 4), потому что дул от Иапигского Салентинского мыса на Эпир, в противоположность Онхесмиту, дувшему от Эпира. При разделении на 12 В. между каждыми двумя главными В. вставляли по два второстепенных, и, таким образом, помещались:
9. Μέσης, северный северо-восточный ветер, между бореем и кэкием,
10. Φοινικιάς, южный юго-восточный ветер, между нотом и евром,
11. Θρασκίας, северный северо-западный, между бореем и аргестом,
12. Λιβοφοίνιξ или Λιβόνοτος, южный юго-западный, между липсом и нотом. Т. к. при этом распределении весь горизонт делился на 12 равных частей, то аргест, кэкий, евр и липc были перемещены и первый стал означать западный северо-западный ветер; второй восточный северо-восточный; третий восточный юго-восточный; четвертый западный юго-западный. О причине В. древние философы высказывали разные мнения; происхождение их объяснялось влиянием Солнца и Луны на земную атмосферу, разложением, разрежением воздуха, противоположным друг другу движением землеобразных и огненных материй, взаимным давлением и напором атомов, беспрерывным движением Вселенной и т. д.
II. В мифологии.
Древние считали В. божественными существами, но принимали их, как и многие другие обоготворяемые силы природы, то за естественные явления, то за живые существа. Уже у Гомера они являются воплощенными живыми существами (Il. 23, 194 слл.); Ахилл молится им, приносит возлияния и обещает им жертвы. Ирида относит просьбы его к В., которых застает во Фракии, в жилище Зефира, за пиром. О демоне В. Эоле см. Aeolus, Эол, 2. Гесиод говорит, что благотворные В., т. е. четыре упомянутых главных, происходят от Астрея (звездоносца) и Эос, при появлении которой вместе с исчезновением звезд и начинается дуновение В., а гибельные В. родились от Тифоея, который сам означает бушующий вихрь и бурю. Hesiod. theog. 307. 378. 869. В. почитались в некоторых местностях Греции. Около Сикиона был воздвигнут в их честь жертвенник, на котором раз в год ночью жрецом приносились им жертвы. Дельфийцы приносили жертвы В. в священном округе Фийи (бушующей). Hdt. 7, 178. В Афинах сохранилась до ныне построенная Андроником на площади башня В. (см. Attica, Аттика, 13). Главные 8 В. изображены в верхней части ее стены, полувыпуклыми фигурами, а на вершине крыши подвижная фигура показывает направление В. Борей почитался в Мегалополе, а со времен Ксеркса имел также жертвенник в Аттике у Илисса. По преданию, он похитил однажды дочь афинского царя Ерехфея, Орифию и унес ее во Фракию, где она родила ему Зета, Калаиса и Клеопатру, жену Финея. Ov. met. 6, 683 слл. Soph. Ant. 981 слл. При приближении Ксеркса афиняне получили предсказание, по которому они должны были призвать на помощь своего деверя; тогда они принесли борею жертвы и умоляли его помочь им; и когда бушующий бог оказал им услугу, разбив варварские корабли при Селийском мысе (в фессалийской области Магнесии), они воздвигли ему упомянутый жертвенник. Hdt. 7, 189. Зефир также имел в Аттике жертвенник у священной дороги в Элевсин. Т. к. он приносит дождь и способствует росту растений, то ему была дана в жертвы Хлорида (цветущая), от которой родился Καρπός (плод). Ov. fast. 5, 197. О его любви к Гиакинфу см. Hyacinthus, Гиакинф. Замечательные по быстроте кони считались детьми борея или зефира. Ноm. Il. 20, 223. 16, 150 слл. О других В. отдельных мифов не существует. Скифы и персы также поклонялись В. (Hdt. 1, 131), но особенно почитали их римляне вследствие их значения для земледелия и мореплавания. Verg. Georg. 1, 51. 3, 273. Tempestatibus, обозначавшим преимущественно опасные, морские бури, начальники флота перед отъездом приносили в жертву черных ягнят. Л. Корн. Сципион, в 259 г. до Р. X. с трудом спасшийся вo время бури около Корсики, воздвиг им в Риме святилище перед капенскими воротами. Ov. fast. 6, 193. В., согласно их свойствам, обыкновенно изображались с крыльями на голове и плечах, с открытым ртом и вздутыми щеками. Самым красивым и привлекательным изображался Зефир.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.
Ф. Любкер.
1914.