Энциклопедия Третьего рейха - штеккер адольф
Штеккер адольф
(Stoecker), (1835-1909), придворный священник императоров Вильгельма I и Вильгельма II, ярый антисемит, предтеча Гитлера и нацизма. Родился 11 декабря 1835 в Хальбертштадте в семье младшего армейского квартирмейстера. Учился на богословских факультетах Галле и Берлина, затем был пастором в нескольких мелких общинах. С началом франко-прусской войны Штеккер стал армейским капелланом.
Одна из его проповедей накануне сражения привлекла внимание Вильгельма I, который позднее, став кайзером, пригласил Штеккера в Берлин в качестве придворного священника. В 1878 Штеккер основал христианско-социальную рабочую партию, целью которой была борьба с социал-демократией и иудаизмом, распространение в среде рабочего класса идей антисемитизма.
В 1879-98 Штеккер был членом прусского ландтага, в 1881-93 и в 1898-1908 депутат германского рейхстага. Будучи талантливым оратором, он пламенно защищал идеи христианства, монархизм и национализм, в то же время подвергая нападкам капитализм, социал-демократию и евреев. Частые скандальные выступления на массовых митингах, клеветнические статьи в печати и ссоры с канцлером Германии Отто фон Бисмарком привели Штеккера к отлучению от двора. Два других венценосца Фридрих III и Вильгельм II не приняли Штеккера. Несмотря на это, он продолжал свою пропагандистскую и проповедническую деятельность, распространяя идеи христианства в рабочей среде. Он умер в Гриесе, недалеко от Бозена, 7 февраля 1909. Взгляды Штеккера во многом предвосхитили идеи Гитлера: твердый национализм, ненависть к социал-демократии, популизм и заигрывание с массами, ярый антисемитизм. Однако нацистский лидер отверг монархизм и христианство. Презрение Штеккера к иудаизму послужило образцом для гитлеровского экстремизма.Штеккер считал, что для евреев невозможно понять христианское мировоззрение (Weltanschauung) или великогерманский дух. Он рассматривал иудаизм как "чужеродную каплю крови в нашем национальном организме: это разрушительная сила. Мы обязаны лелеять характерные свойства нашего национального духа, германского духа: трудолюбие и благочестие наше национальное наследие".
Штеккер считал, что немцы окажутся в дураках, если позволят евреям исказить свои национальные особенности: "Евреи это нация внутри нации, государство в государстве, раса внутри другой расы. Они прямая противоположность германскому духу". Когда в 1888 собирались воздвигнуть памятник Генриху Гейне, Штеккер воспротивился этому: "На такое мог решиться только сумасшедший.
Гейне еврей, негодяй (Lump)". Во время своих публичных выступлений Штеккер порой прибегал к таким неаргументированным обвинениям в адрес евреев: "Дамы и господа! Недавно неподалеку было найдено тело. Его освидетельствовали. Присутствовали городской врач еврей, доктор еврей, следователь еврей, юрист еврей. И только труп был немцем".
Борьба с евреями, говорил он, есть подлинная расовая война, потому что "иудаизм жаждет власти, хочет присвоить нашу лучшую собственность, нашу христианскую религию, культуру и наш германский дух". Антисемитские идеи Штеккера с новой силой проявились в первые дни Веймарской республики, став отправной точкой гитлеровского движения.
Еще в Вене молодой Гитлер был ненасытным читателем антисемитской литературы. Многие германские народнические клубы использовали взгляды и идеи Штеккера в своих прокламациях. Многие выпады против евреев, представленные на страницах "Майн кампф", почти слово в слово повторяют теории Штеккера. Гитлер, чтобы раз и навсегда разрешить "еврейский вопрос" в Европе, лишь перевел теорию в ранг конкретного действия, разработав и приняв т.
н. "окончательное решение".Энциклопедия Третьего рейха. — М.: ЛОКИД-МИФ
Сергей Воропаев; предисловие, общая редакция, подбор иллюстраций, дополнения : Альберт Егазаров
1996
.