Справочник по Древней Греции, Риму и мифологии - венера
Связанные словари
Венера
В средние века Венера была известна и как Анадиомена («появляющаяся на поверхности моря») главным образом благодаря картине Апеллеса, и как Прародительница (Genetrix); но чаще она идентифицировалась с одним из семи средневековых грехов – чувственностью, и изображалась с зеркалом, как символом праздной неги, которая должна быть преодолена Целомудрием.
В аллегорических битвах Души, образцом для которых была «Психомахия» («Сражение за душу») Пруденция, она всегда находится в ряду пороков, и подобная интерпретация существует продолжительное время на таких картинах, как «Триумф мудрости над пороком» Мантеньи и «Битва любви и чести» Перуджино. Венера в самом деле была средоточием средневекового страха перед наготой и язычеством.
Существовало много сказок о юношах, соблазненных Венерой, чтобы стать служителями дьявола. А в хронике 14 в. записано, что языческая статуя Венеры, найденная в Сиене, была поставлена на пьедестал и окружена восхищением, пока горожане не догадались, что именно она стала причиной поражения, нанесенного им флорентийцами. Тогда сиенцы разбили ее и тайно похоронили на вражеской территории.
Новая и неоклассическая Венера воцарилась в поэмах галантной и куртуазной любви; Гауэр, например, написал свою «Исповедь влюбленного» в форме диалога между ним самим и «жрецом Венеры». Троил Чосера страдает и умирает как ее слуга. Итальянские неоплатоники с их верой в любовь как метафизический опыт, ведущий к осознанию божественного, возвратили «живую» Венеру, свидетельство тому – «Весна» Боттичелли.Роскошная живопись в стиле барокко во дворце Фарнезе, принадлежащая кисти Караччи, иллюстрирует власть Любви изменять душу и представляет Венеру в разных ее аспектах. Написано также множество сцен веселья и отдыха, из которых величайшая, пожалуй, «Праздник Венеры» Тициана; а на полотне Рубенса «Ужасы войны» Венера и ее спутники оказываются невинными жертвами Марса и фурий.
Прекрасные Венеры созданы Джорджоне, Веласкесом и Кановой, чья элегантная богиня носила черты сестры Наполеона Полины Боргезе. Существуют также вариации того различия, что впервые преподал Платон в своем «Пире», когда противопоставлял Афродиту Уранию («небесную») и Афродиту Пандемос («всенародную»), имея в виду божественную одухотворенность первой (в связи с происхождением от неба – Урана) и доступность, пошлую понятность второй. Общеизвестная картина Тициана «Любовь земная и небесная» – замечательный памятник этого разделения, но сколь бы ни разнились представления о Венере, она осталась богиней, вызывающей благоговение и интерес, но не страх. .