Исторический словарь - аббадиды
Аббадиды
Династия эмиров Севильи (Испания), правившая в 1023-1091 гг. Мухаммад I (1023-1042) I Аббад ал-Мутадид (1042-1069) I Мухаммад II ал-Мутамид (1069-1091) В 1023 г. во время великой смуты, охватившей Кордовский халифат, город Севилья с прилегавшей к нему территорией был объявлен республикой. Его правителем стал кади Абу ал-Касим Мухаммад из арабского рода Аббадидов, лишь незадолго до переворота занявшего видное место в кругу высшей севильской знати. Мухаммад был умен, честолюбив и обладал сильной волей. Он стремился сперва обозначить господство в Севильи, а затем подчинить всю Андалусию. Первой цели он достиг очень быстро. Сохранив республиканскую форму правления, он отменил полномочия своих коллег членов аристократического совета. Чтобы привлечь к себе побольше сторонников, Мухаммад нашел в Калатраве ремесленника, очень похожего на последнего омейядского халифа Хишама III, и выдал его за настоящего халифа. Эта хитрость принесла свои плоды, потому что мнимый халиф был признан правителями Кармоны, Валенсии, Дении и Тортосы. Усилившись благодаря поддержке этих государств, Мухаммад разбил правителя Малаги Йахйю I, а потом Бадиса Гранадского. После смерти в 1142 г. Мухаммада во главе государства стал его сын Аббад ал-Мутадид. Кордовский историк Абу Марван писал, что этот эмир "превосходил всех своих современников красотой облика, совершенством сложения и нрава, величественным видом, щедростью длани, проницательностью и остроумием, находчивостью и способностью предвидеть будущее. Его суждения о стихах и прозе отличались глубиной и верностью, ибо он владел немалой долей природного таланта и образованности". Но были о Мутадиде и другие свидетельства. Более поздний арабский историк Лисан ад-дин ибн ал-Хатиб сообщает, что этот эмир ни во что не ставил пролитую кровь. Своей рукой он хладнокровно убил собственного сына. В 1053 г. Аббад пригласил в Севилью эмиров Ронды, Морона и Аркос-Хереса, с которыми до этого жил в полном мире, и здесь замуровал их в бане вместе со свитой (всего 66 человек). Все они задохнулись от проведенного туда горячего воздуха.
После этого Аббад присвоил владения умерщвленных эмиров, а их отрубленные головы хранил среди своих сокровищ. Мутадид очень заботился о блеске своего двора, привлекая в Севилью ученых и поэтов со всей Испании. Он продолжал борьбу против Бадиса и других эмиров и постепенно овладел городами Мертелой, Ниэблой, Санта-Марией де Альгарве и Альхесирасом.
В результате Аббадиды к 1058 г. стали владыками всей западной части полуострова. В том же году Аббад объявил, что лжехалиф Хашим III умер, назначив его перед смертью эмиром всей арабской части Испании. Наивысшего могущества Севилья достигла при Мухаммаде II ал-Мутамиде. Едва заняв престол, он в 1069 г. завоевал Кордову и мурсийский эмират. Севилья превратилась при нем в цветущий город, ни в чем не уступавший Кордове в период ее расцвета. Роскошью своих дворцов, одежд, выездов, украшений, плодородием полей этот город затмил тогда всех прочих соперников. Но главным украшением государства был сам его правитель. По рассказу жившего в то время полководца и поэта Али ибн ас-Сайрафи, эмир Мутамид "не имел себе равных по великодушию и щедрости, он был крепок, словно жезл, который нельзя сломить, и не знал соперников в красноречии, умении слагать стихи и составлять послания". Он был образован как никто в его время и обладал прекрасной памятью. Мутамид покровительствовал науке и культуре и оставил о себе память как замечательный поэт. Вместе с тем он отличался почти безрассудной отвагой и редкой для правителя того времени добротой. Любимой женой этого эмира была бывшая рабыня и погонщица волов Румайнийя. Мутамид, пленившись ее красотой и поэтическим даром, выкупил ее у хозяина и женился на ней. Она родила мужу четырех сыновей. К сожалению, блестящий расцвет Севильского эмирата продолжался совсем недолго. Воспользовавшись распадом халифата, на севере усилились христианские королевства. В 1085 г. король Леона Альфонс VI взял Толедо. В поисках спасения от наступавших христиан Мутамид обратился за поддержкой к грозному берберскому султану Йусуфу ибн Ташуфину. Тот явился в 1086 г. в Испанию и нанес леонцам под Салакой страшное поражение. Это принесло Альморавидам большую популярность среди мусульман Испании. В 1090 г. Йусуф вновь переправился на Пиренейский полуостров, но на этот раз обратил оружие против самих андалусских эмиров. В конце 1091 г. войска Йусуфа после многомесячной осады взяли Севилью. Эмир Мутамид бился до последней возможности и разил береберов даже на пороге своего дворца, но прекратил сопротивление после того, как рядом с ним был убит сын Малик. Он сдался в плен и был выслан в горный район Агмат на юге Марокко. Там он и умер в 1095 г., оставив после себя множество прекрасных элегий, которые до сих пор высоко ценятся знатоками арабской поэзии. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое аббадиды
Значение слова аббадиды
Что означает аббадиды
Толкование слова аббадиды
Определение термина аббадиды
abbadidy это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):