Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - алданов (наст. фам. ландау) марк александрович

Алданов (наст. фам. ландау) марк александрович

(26.10.1886, Киев 25.2.1957, Ницца, Франция) писатель, философ, химик. Сын предпринимателя-сахарозаводчика. В 1905 окончил классическую гимназию в Киеве, овладев, помимо древнегреческого и латинского языков, немецким, французским и английским. В детские годы проводил лето в деревне Иванково Волынской губернии, где находился один из сахарных заводов отца, с 17 лет за границей. В 1905-10 продолжал образование в Киевском университете, одновременно на двух факультетах юридическом и физико-математическом; после совместной работы в Париже с профессором В. Анри специализировался по физической химии. Первая статья «Законы распределения вещества между двумя растворителями» опубликована в 1912 в киевских «Университетских известиях», последующие научные работы в петербургском «Журнале Русского физико-химического общества», в парижском «Comptes rendus de lAcademie des Sciences» и берлинском «Zeitschrift fur physikalische Chemie». В Париже на французском языке изданы книги: «Лучевая химия» (1937) и «О возможностях новых концепций в химии» (1951). Встречался в разное время с Л. де Бройлем, П.Ланжевеном, А.Эйнштейном, Р.Оппенгеймером. Вместе с тем в круг его интересов всегда входили гуманитарные дисциплины, литература и искусство. В 1923 окончил в Париже Высшую школу социальных и политических наук. Как вспоминал Л.Сабанеев, «во всем он был не поверхностно, не с налету, а глубоко и тщательно осведомлен.

Я думаю, что другого русского писателя с такой эрудицией в стольких областях совершенно разных и не существовало... Не зря он говорил, что треть своей жизни просидел в библиотеках и за чтением книг»; при этом его отличала «известная научность мыслей и даже чувств». Абсолютную достоверность героев и ситуаций в художественных произведениях А.

на исторические темы отмечал историк А.Кизеветтер. В Париже накануне 1-й мировой войны А. приступил к написанию книги «Толстой и Роллан» (т. 1. Пг" 1915; рукопись 2-го тома пропала в 1918). Переиздал ее позднее (без раздела о Роллане) под названием «Загадка Толстого» (Берлин, 1923). В ней вполне проявились особенности творческой манеры А.: свобода стиля, широкий охват фактов, непринужденно-изящное владение словом. Мировоззрение А. формировалось в условиях предвоенного периода, характеризуя который он писал: «Люди моего поколения хорошо помнят ту волну гуманитарного идеализма, которая заливала Европу в последнее десятилетие перед войной. Вероятно, для демократической идеи это было, на протяжении всей истории мира, самое благоприятное время». Застигнутый войной в Париже, возвратился в Россию кружным путем, побывав «в трех главных государствах противогерманской коалиции и в двух нейтральных странах». В Петрограде включился в разработку способов защиты столицы от предполагаемых газовых атак. Входил в партию народных социалистов. Познакомился с ветеранами народнического движения В.Фигнер, Г.Лопатиным, Н.Чайковским; с лидерами главных политических партий, в частности, с П.Милюковым; общение с ними оказало влияние на литературное творчество А. и его публицистику. В 1918 в Петрограде вышла книга А. «Армагеддон», состоявшая из написанного в 1914 диалога «Дракон» и заметок на темы дня «Колесница Джатериатха». В 1-й части А. отстаивал «оборончество», отвергая шовинизм; 2-я отклик на Октябрьскую революцию, размышления о ее перспективах. Тираж «Армагеддона» был конфискован и по-видимому уничтожен. С этого времени главной темой творчества А. становится революция во всех ее вариантах от общенародной до заговорщической, от бунта до дворцового переворота. Как философа и свидетеля революционных событий в России его глубоко интересовала «загадка» русской революции. Сознавая грандиозность происходивших на его глазах общественных катаклизмов, А.-гуманист не мог принять режим, опиравшийся на насилие и претендовавший на абсолютную власть над умами и душами людей. Неприятие А. большевизма вытекало также из его убеждения в том, что перевороты, подобные октябрьскому, не являются исторически неизбежными: «Любая шайка может, при случайно благоприятной обстановке, захватить государственную власть и годами ее удерживать при помощи террора, без всякой идеи, с очень небольшой численно опорой в народных массах; позднее профессора подыскивают этому глубокие социологические основания». В 1918 А. уехал вместе с первым председателем Временного правительства Г.Львовым в Одессу. В качестве секретаря делегации Союза возрождения вел осенью 1918 переговоры в столицах западных европейских государств о военной и финансовой помощи в борьбе против большевиков. В марте 1919 эмигрировал, в апреле приехал в Париж. В 1922-24 жидв Берлине, здесь женился на своей двоюродной сестре Т.Зайцевой. Первая книга в эмиграции «Ленин» (Париж, 1919, на франц. яз., затем еще 4 издания; переводы: Берлин и Милан, 1920: Нью-Йорк, 1922). Ее продолжением явились книги: «Две революции: революция французская и революция русская» (на франц. яз. Париж, 1921; на итал. яз. Рим, 1921) и «Огонь и дым» (на рус. яз. Париж, 1922). Выраженное здесь отношение к Ленину оставалось у А. и дальше неизменным; в 1957 он писал: «...Я его ненавижу, как ненавидел всю жизнь... Того же, что он был выдающийся человек, никогда не отрицал». Имя А.-прозаика открыла читателю опубликованная в 1921 в «Современных записках» повесть о последних днях жизни Наполеона «Святая Елена, маленький остров» (отд. изд. Берлин, 1923; 1926); затем она стала завершающей частью тетралогии «Мыслитель» (романы «Девятое Термидора», 1923; «Чертов мост», 1925; «Заговор», 1927). «Современных записках» печатались и романы А., составившие эпопею о революционных событиях XX в. в России, но без изображения реальных исторических лиц: «Ключ» (1928-29; отд. изд. 1930), «Бегство» (1930-31; отд. изд. 1932), «Пещера» (1932-34; отд. изд.т. 1, 1934; т. 2, 1936). Панораму переломных событий истории за 200 лет составили написанные в разное время повести «Пуншевая водка» (1938) о восшествии на престол Екатерины II, «Могила Воина» (1939) о Байроне и его таинственной смерти и «Десятая симфония» (1931) об Александре 1, Венском конгрессе и Бетховене; романы «Повесть о смерти» (на рус.

яз. посмертно Франкфурт-на-Майне, 1969; на англ. яз. 1952) о революции 1848 и Бальзаке: «Истоки» (1950) о жизни русского общества 1870-80-х и убийстве Александра II мировой, по словам А., трагедии, исключившей возможность мирного развития России; «Самоубийство» (посмертно в 1958)-о событиях 1903-24, главным действующим лицом романа, наряду с Б.Муссолини, А.

Эйнштейном, С.Морозовым, И.Сталиным, выступал В.Ленин; «Начало конца» (т. 1, 1938, на рус. яз.; т. 2, 1943, на англ. яз., перевод Октябрь, 1993, № 7-8, 11-12 о 1937 годе и войне в Испании; роман стал в США «книгой месяца». В романе «Живи как хочешь» (1952) история смыкается с современностью: генералы французской революции выступают на фоне Организации Объединенных Наций. Литературным кумиром А. был Л.Толстой, преклонение перед ним лежало в основе дружбы А. с И.Буниным, которий несколько раз выдвигал А. на Нобелевскую премию. В октябре 1945 Бунин писал А.: «Недавно перечитал (уж, верно в третий или четвертый раз) «Могилу Воина». До чего хорошо!» Историко-философская концепция А., воплощенная в его художественных произведениях, восходит отчасти к Толстому и Декарту; А. изложил ее в книге «Ульмская ночь. Философия случая» (Нью-Йорк, 1953), противопоставлял идее исторической закономерности (предопределенности) тезис о «миллионе случайностей, образующих независимые друг от друга «цепи причинности». Этой философией обусловлен как скептицизм А, (его сравнивали с А.Франсом), так и внимание в традиции Толстого не только к «великим», но и к рядовым участникам и нередко жертвам больших событий истории, войн и революций; в отношении А. к этим вымышленным персонажам совмещаются сочувствие и ирония. По определению историка М.Карповича, А. «гуманист, не верящий в прогресс». Вместе с тем он следовал нравственному принципу: «Зная, что мир лежит во зле», «в меру отпущенных тебе сил способствовать осуществлению в мире простейших, бесспорнейших правил добра»; этим стремлением было продиктовано и вступление А. в масонскую ложу. Наивысшее достижение А.-художника роман «Истоки». Менее удачны работы А. для театра и кино. Кроме «Современных записок», А. печатался в газетах «Дни» (1922-28; заведовал отделом литературы), «Сегодня» (1927-40), где опубликовал цикл статей о революциях 1917 и последующих событиях в России; в журналах «Числа», «Иллюстрированная Россия», «Русские записки».

Приобрел популярность среди широкого читателя портретами современных политических деятелей (Черчилля, Клемансо, Ллойд-Джорджа, Блюма, Пилсудского, Бриана, Ратенау, Тардье, Ганди и др.), которые перепечатывались газетами всего мира и вошли в книги: «Современники» (Берлин, 1928), «Портреты» (кн. 1. Берлин, 1931; кн. 2. Париж, 1936), «Юность Павла Строганова и другие характеристики» (Белград, 1935), «Земля, люди» (Берлин, 1932).

Некоторые критики {В.Ходасевич, М.Слоним, В.Яновский) считали, что А. сильнее как публицист, чем как романист, многие предпочитали романам его прозу «малых форм», например, историко-биографические очерки из эпохи декабризма («Ольга Жеребцова», «Сперанский и декабристы», «Адам Чарторыйский в России», «Поездка Новосильцева», «Коринна в России» и др.

), Особое место в публицистике А. занимают портреты деятелей большевизма: верные наблюдения соседствуют здесь с поверхностными. О Сталине (1928) он писал, что тот «залит кровью так густо, как никто другой из ныне живущих людей, за исключением Троцкого и Зиновьева»; признавал за ним «свойство редкой силы воли и бесстрашия», но утверждал, что «для Сталина не только чужая жизнь копейка, но и его собственная» (Сталина периода «экспроприаций» на Кавказе А. изобразил также в романе «Самоубийство»). У Троцкого, по мнению А" «идей никогда не было и не будет... Его нынешняя оппозиционная критика общие места эмигрантской печати». Он «великий артист для невзыскательной галерки». Позже А. напишет очерк «Убийство Троцкого». Проницательнее оказался А. в суждениях о А.Гитлере (1932), которого, как отмечал он, очень почитали иные русские эмигранты: это «очень неглупый человек», «влюбленный в себя, злой, мстительный и беспредельно честолюбивый», «он ненавидит евреев, социалистов и Францию, ...считает русский народ низшей расой, вдобавок обреченной на гибель», но он, «как это ни печально, делает историю, ... Гитлером теперь идут миллионы людей, и не сегодня-завтра он, чего доброго, подожжет мир» (крушение гитлеровской Германии тема рассказа «Астролог», 1947). В июне 1940, после капитуляции Франции, А. уехал в Ниццу и оттуда в Нью-Йорк. Заняв Париж, нацисты захватили и вывезли его библиотеку и архив. В 1942 вместе с М.Цетлиным стал основателем нью-йоркского «Нового журнала» (ред.

№ 1-4) наследника «Современных записок»; привлек к сотрудничеству в «Новом журнале» и в газете «Новое русское слово» Бунина. В 1947 вернулся в Ниццу; жил попеременно во Франции и в США. В июле 1956 участвовал в заседаниях 28-го конгресса Международного Пенклуба в Лондоне, Умер скоропостижно, спустя 4 месяца после празднования 70-летия.

Книги А. переведены на 24 языка. Соч.: Собр. соч., т. 1-6. М., 1991-93; Письма М.А.Алданова к И.А. В.Н.Буниным // НЖ, 1965, № 80, 81; Мыслитель, т. 1-2. М., 1989; Из переписки М.А.Алданова и Е.Д.Кусковой // Евреи в культуре рус. зарубежья, вып. 1, 2. Иерусалим, 1992-93. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое алданов (наст. фам. ландау) марк александрович
Значение слова алданов (наст. фам. ландау) марк александрович
Что означает алданов (наст. фам. ландау) марк александрович
Толкование слова алданов (наст. фам. ландау) марк александрович
Определение термина алданов (наст. фам. ландау) марк александрович
aldanov (nast. fam. landau) mark aleksandrovich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):