Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - анненков юрий (жорж) павлович

Анненков юрий (жорж) павлович

(лит. псевд.Б. Темирязев) (11.7.1889, ПетропавловскКамчатский 18.7.1974, Париж) живописец, график, иллюстратор, сценограф, мемуарист. Отец Павел Семенович был народовольцем, арестованным и высланным на Камчатку после событий 1.3.1881. Его предком был знаменитый декабрист И.Анненков. В 1892 [по др. св. в 1895] семья вернулась из ссылки в Петербург.А. поступил в казенную гимназию, из которой был исключен за участие в создании рукописного сатирического журнала (1905). Завершал свое образование уже в частной гимназии Столбцова. Параллельно занимался рисованием и живописью в Центральном училище технического рисования барона А.Штиглица. Спустя несколько месяцев после начала занятий, разочаровавшись в скучном черчении, покинул училище. В 1907 познакомился с И.Репиным, считал его своим учителем. В 1908 поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно занимался в мастерской С.Зейденберга (вместе с М.Шагалом). В 1909-10 посещал мастерскую профессора Академии художеств Я.Ционглинского, но поступить в саму Академию не смог. В 1911 по совету Ционглинского выехал для продолжения образования в Париж. Увлекался импрессионизмом, писал пейзажные этюды (впоследствии сам уничтожил большую их часть). В Париже занимался в мастерских под руководством МДени и Ф.Валлотона (соответственно живописью и графикой). Определенное влияние на молодого А. оказали футуризм и кубизм. В 1913 три работы художника были приняты в Салон независимых выставочное объединение, где демонстрировались работы художников, занятых радикальными, новаторскими изысканиями.

Летом 1912 А. делал зарисовки морской фауны и флоры для сотрудников биостанции в Бретани (часть рисунков была опубликована позже в одной из диссертаций по зоологии в Сорбонне). В 1913 вернулся в Петербург. Работал над станковыми и декоративными произведениями, занимался иллюстрацией и сценографией. Сотрудничал в журналах «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Театр и искусство» (карикатуры), а также «Солнце России», «Лукоморье», «Аргус».

Познакомился и сблизился с Н.Кульбиным (на даче в Куоккале), а также с членами группы «Союз молодежи» (с некоторыми впервые встретился в Париже М.Матюшиным и И.Пуни). Н.Евреинов пригласил А. оформить спектакль «Homo Sapiens» в сатирическом театре «Кривое зеркало» первая работа для театра. С 1914 стал заведующим декорационной частью этого театра.

Кроме того, сотрудничал с Летним театром в Куоккале (совм. с Н.Евреиновым), в Троицком театре (у Л.Жевержеева), в театре им.В.Комиссаржевской (у Ф.Комиссаржевского) в Москве. С 1915 оформлял спектакли и програмки театра «Летучая мышь» Н.Балиева. Содружество с Евреиновым принесло плоды и в области книжного оформления: А. иллюстрировал его книгу «Театр для себя» (т.

2, 1915-16), сделал обложку для другой его книги «Представление любви» (Пг., 1916), В 1916-17 А. оформлял номера и программы в артистическом кабаре «Привал комедиантов», ставил там балетные и пантомимические номера для О.Глебовой-Судейкиной и своей супруги, Е.Гальперн-Анненковой. В канун октябрьского переворота 1917 состоялась премьера спектакля по пьесе Н.Винниченко «Черная пантера» в Малом театре (быв. Суворинском) в оформлении А. и постановке Евреинова. В 1910-е А. создал несколько крупных станковых произведений («Адам и Ева», 191318: «Желтый траур», 1914; «Бретань», 1916; «Купальщики», 1918), декоративные панно («Дикарка», «Цветы», 1914; «Испания», 1915 и др.). А. участвовал в выставках Современной живописи и рисунка в 1916 и 1918 в Петрограде. В те же 1910-е начале 1920-х прославился как оригинальный портретист, автор живописных и графических портретов А.Ахматовой, Н.Евреинова, В.Ходасевича, Е.Замятина, А.Бенуа, М.

Горького, М.Кузмина, А.Ремизова, З.Гржебино, Б.Пастернака, Ф.Сологуба. В 1918 стал членом петроградской художественной артели «Сегодня», где выпустил в собственном оформлении книгу своих стихов «1/4 девятого». Тогда же занимался иллюстрациями к поэме «Двенадцать» А.Блока (опубл. в 1918 в петроградском изд-ве «Алконост»). Во 2-й половине 1918начале 1919 жил в Москве, преподавал в Свободных художественных мастерских (СВОМАС): оформлял улицы к 1-й годовщине революции, сотрудничал с театром им.

В.Комиссаржевской (готовил эскизы декораций к пьесам «Лулу» Ф.Ведекинда и «Красные капли» С.Обстфельдера, выступал в постановке последней пьесы и как режиссер); оформлял программы в кафе «Питтореск» на Кузнецком мосту. В 1918 А. участвовал в работах по художественному оформлению Марсова поля в Петрограде к майским праздникам. Обосновавшись в Петрограде в 1919, выступал как критик в газетах и журналах (рецензии по вопросам театра и изобразительного искусства): в «Жизни искусства» опубликовал программную статью «Ритмические декорации».

Тогда же поставил на сцене Показательного (Экспериментального) Эрмитажного театра пьесу Л.Толстого «Первый винокур», где пытался на практике осуществить динамические декорации. В 1920 в Петрограде вместе с М.Добужанским и В.Шуко принимал участие в постановке «Гимн освобожденному труду» в портале Фондовой Биржи, оформлял массовую инсценировку «Взятие Зимнего дворца» (реж.

Евреинов, А.Кугель, Н.Петров). Тогда же А. был избран профессором Академии художеств в Петрограде. С момента открытия нового театра «Вольная комедия» (нояб. 1920) стал его главным художником (до 1922), оформлял многие спектакли, расписал зал и фойе, а также интерьер кабаре «Балаганчик» при театре. В 1921 опубликовал статью-манифест «Театр до конца» в альманахе «Дом искусств». В Государственном Институте художественной культуры (ГИНХУК) экспонировал абстрактные металлические скульптуры-конструкции. В 1922 оформил спектакль «Газ» Г.Кайзера в Большом драматическом театре (БДТ).

В это время А. продолжал работать над портретами: Л.Троцкого, Г.Зиновьева и А.Луначарского (1920), а также многих деятелей культуры Г.Иванова, В.Пяста, В.Мейерхольда и др. В 1924 А. получил 1-ю премию за портрет В.Ленина на Всесоюзном конкурсе. Часть портретов была издана в альбоме «Портреты» с сопроводительными текстами Е.Замятина, М.Кузмина и М.Бабенчикова в 1922 в Петрограде. В 1926 вышел еще один альбом «Семнадцать портретов» (деятели советской власти) с текстом А.Луначарского (сам А.

тогда был уже за границей). Портреты Ленина, Тухачевского и Сталина, отвергнувшего свое изображение, в альбом включены не были. Значительное внимание А. отдавал книжной графике: рисовал для сатирических журналов «Мухомор» (1922), «Дрезина» (1923-24), оформлял и иллюстрировал «Мойдодыра» К.Чуковского (Пг.-М., 1923 и множество позднейших переизданий), «Бронепоезд 14-69» Be.

Иванова, «Брагу» НЛихонова (обе Пг" 1923) и др. В начале 1922 вступил в общество «Мир искусства», участвовал в Первой русской выставке в Берлине. В начале 1924 вместе с Д.Штеренбергом разработал устав и реализовал идею Общества станковистов (ОСТ), став его членом-учредителем.

Тогда же подготовил экспрессивное динамическое оформление своего последнего театрального спектакля на родине «Бунт машин» (пьеса А.Толстого по сюжету К.Чапека; премьера в БДТ состоялась в апреле 1924). Весной 1924 А. выехал в Венецию, на 14-ю интернациональную художественную выставку, где всеобщее внимание привлекли портреты А., (в частности, Л.

Троцкого). Из этой поездки художник в Россию уже не вернулся; Заехав в Сорренто к М.Горькому, А. с семьей перебрался в Париж. Во Франции занимался в основном живописью, книжной графикой и плакатом. Продолжал создавать свою «портретную галерею» современников (Л.Красин, А.Барбюс, С.Эйзенштейн, О.Спесавцева и др.). Его супруга работала актрисой и балериной в также уехавшем из России театре-кабаре «Летучая мышь» Н.

Балиева.А. выступал с критическими статьями, обзорами и т.д. в русскоязычных газетах и журналах (Рус. мысль, СЗ) под псевдонимом Борис Темирязев. Принимал участие в парижских выставках: Международной художественно-декоративной (1925), «Мир искусства» (1927), а также в экспозициях: «Искусство книги» (1927, Лейпциг), «Современное французское искусство» (1928, Москва, в составе «Русской части» выставки), «Современное русское искусство» (1932, Филадельфия). В 1927 состоялась первая персональная выставка А. в Париже (галерея Биллер), в 1928 персональная экспозиция прошла в парижской галерее «Quatre chemins» («Четыре дороги»), а в 1929 и 1930 в галерее Бинг. Еще две персональные выставки состоялись у А. в 1934 в галереях Бешер и Криллон. Всего же за время жизни за границей А. участвовал в 74 выставках, в том числе имел 8 персональных. В 1931 А. получил общепарижское признание за оформление спектакля «Пиковая дама» в театре Мадлен (пост.Ф.Комиссаржевского). Интерес вызвала и следующая его театральная работа в том же театре комическая опера Анри Core «Контрабас» (по рассказу «Роман с контрабасом» А.Чехова, пост.Н.Балиева). А. работал также с М.Чеховым (1934, «Ревизор», театр «Марэ»); с С.Лифарем, Л.Мясиным, Дж.Баланчиным, Б.Нижинской (балеты «Ревнивые комедианты» на муз.А.Скарлатти, «Вариации» на муз. Л-Бетховена, «Гамлет» на муз. Ф.Листа все три спектакля остались в истории именно благодаря новаторству сценографии). После 1934 А. работал как художник кино (гл. обр. по костюмам). Он участвовал более чем в 60 съемках.

За костюмы к фильму «Мадам де...» (реж.М.Офюльс, 1954) А. был удостоен премии «Оскар» (творчеству этого режиссера А. посвятил отдельную книгу «Ничейная земля», опубл. в 1962). В 1945-55 был президентом секции художников по костюмам в Синдикате техников французской кинематографии. В 1934 в Берлине в издательстве «Петрополис» вышла «Повесть о пустяках», подписанная псевдонимом Б.

Темирязев. В известной мере это автобиографическое сочинение, т.к. .в него вошли многие реальные факты из жизни А. В предвоенные годы А. много работал в книжной графике, занимался графическим портретом и станковой живописью (виды Парижа и его предместий, интерьеры). Живописные работы А. того времени отличались декоративностью, сочетанием графичности и свободной игры цветовых пятен.

Весной 1939 А. поставил как режиссер пьесу В.Набокова «Событие» в собственном оформлении. Спектакль вызвал неоднозначную реакцию, но добавил популярности художнику. Во время немецкой оккупации поставил в большом зале Плейель три русские оперы: «Пиковая дама» (1941), «Евгений Онегин» (1943) П.Чайковского и «Женитьба» М.Мусоргского (в варианте Н.Черепнина, 1943). После войны А. сотрудничал преимущественно с французскими театральными коллективами. Он оформлял все пьесы Э.Ионеско, а также Карко, Тардье, Т.Уильямса. В 1956 А. принял участие в фестивале авангардного искусства в Марселе. В 1957 оформил и поставил в Театре Старой голубятни собственную инсценировку «Скверного анекдота» Ф.Достоевского. В 1961 вместе с С.Лифарем поставил балет на музыку Чайковского к «Пиковой даме» в театре МонтеКарло. В 1951 вышла книга А. «Одевая звезд» о работе художника-костюмера. Главная книга мемуаров «Дневник моих встреч. Цикл трагедий» вышла 1-м изданием в Нью-Йорке в 1966 (в 2-х т.); дважды переиздана в России в 1991. Похоронен в Париже. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое анненков юрий (жорж) павлович
Значение слова анненков юрий (жорж) павлович
Что означает анненков юрий (жорж) павлович
Толкование слова анненков юрий (жорж) павлович
Определение термина анненков юрий (жорж) павлович
annenkov yuriy (zhorzh) pavlovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):