Исторический словарь - аренский антон степанович
Аренский антон степанович
Аренский, Антон Степанович, русский композитор. Родился 30 июня 1861 года, в Новгороде. Умер 12 февраля 1906 года. Родители его отец, врач, любитель-виолончелист, и мать, сестра известных писателей Потехиных, хорошая пианистка позаботились о музыкальном развитии сына, начав обучение его на фортепиано с семилетнего возраста. Он пробовал сочинять уже с 9 лет. Музыкальное образование продолжал на курсах Руссо, в Петербурге, под руководством профессора СПб. консерватории К.К. Зике . По окончании курса в гимназии А. занимался в СПб. консерватории у профессоров Иогансена (контрапункт и фуга) и Римского-Корсакова (теория композиции и оркестровка). Еще в консерватории он сочинил фортепианный концерт (ор. 2) и часть своей оперы "Сон на Волге" (на сюжет Островского ). Экзаменационные его работы баллада "Лесной Царь" (Гете), с хором и вокальными соло, а также симфоническое скерцо, были признаны выдающимися. В 1882 году он был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классу гармонии и контрапункта, а затем стал в ней одним из видных профессоров по тем же предметам и по теории композиции. Тогда же он познакомился в Москве с П.И. Чайковским , высоко ценившим его талант (см. "Жизнь П.И. Чайковского", соч. Модеста Чайковского ). За время профессуры А. опубликовал теоретические труды ("Руководство к практическому изучению гармонии", "1000 задач" к нему и "Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки"), принятые учебниками в консерватории и вышедшие в 1900 году вторыми изданиями. Из учеников А. получили известность композиторы С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин , Г.Э. Конюс и А.Н. Корещенко . В течение 7 лет А. состоял дирижером Русского хорового Общества, выступал иногда дирижером в симфонических концертах Русского музыкального Общества и был членом наблюдательного совета при Синодальном Училище церковного пения. В 1895 году он был назначен управляющим придворной певческой капеллой и переселился в Петербург. Опера А., "Сон на Волге", поставлена в московском Большом театре в 1892 году. Одноактная опера (вернее, сцены) "Рафаэль" поставлена в 1894 году в Мариинском театре, опера "Наль и Дамаянти" (либретто М. Чайковского по Жуковскому ) в московском Большом театре в 1894 году и в СПб. Мариинском театре в 1908 году. Для оркестра А. написал две симфонии: H-moll и A-dur и три сюиты. Для фортепиано с оркестром он сочинил фантазию на русские темы народного певца Рябинина . В области камерной музыки А. оставил ценные произведения: 2 струнных квартета, 2 фортепианных трио и фортепианный квинтет. Будучи прекрасным пианистом, А. выступал не раз на концертной эстраде. Большое впечатление он произвел в Петербурге привезенным им из Москвы в 1895 году трио D-moll, в котором увлекательно исполнил фортепианную партию. 5 сюит написано им для двух фортепиано в 4 руки, 6 пьес для фортепиано в 4 руки; свыше 100 пьес для одного фортепиано; из последних выделяются по оригинальности замысла "Essais sur des rhytmes oublies". К области вокальной музыки относятся: кантата на 10-летие коронации, две баллады "Кубок" (Шиллер) для соло, хора и оркестра и "Волки" для соло и оркестра, хоры ("Анчар"), квартеты, дуэты и свыше 60 романсов для одного голоса с аккомпанементом фортепиано. За время управления капеллой А. написал ряд духовно-музыкальных сочинений: "Отче наш", "Херувимская", "Хвалите Господа", "Христос Воскресе" для детских голосов и др.; при больших музыкальных достоинствах они не отличаются строгостью церковного стиля. Выйдя в 1901 году в отставку, А. всецело отдался творчеству, написав еще: балет "Ночь в Египте" (Мариинский театр в СПб., 1900), оркестровую увертюру "Маргарита Готье" (на сюжет романа А. Дюма), музыку (соло, хор и оркестр) к "Бахчисарайскому фонтану" Пушкина ряд поэтичных и колоритных оркестровых пьес с мелодекламацией на стихотворения в прозе И.С. Тургенева (исполнены с участием В.Ф. Комиссаржевской в 1903 году в СПб). В последний раз А. выступил перед публикой в 1904 году в качестве дирижера своих прекрасных вариаций для оркестра на тему легенды Чайковского: "Был у Христа младенца сад". Последние годы жизни А. подолгу жил в Ницце, в Крыму, но болезнь (чахотка) не поддавалась лечению. Несколько произведений его, в том числе самое крупное "Буря" (Шекспир), выпущено уже по смерти автора фирмой Юргенсона , издавшей почти все его сочинения. Похоронен А. на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В своих произведениях А. является мастером, владеющим всеми средствами современной композиторской техники. Его мелодика благородна, красива, пластична, непринужденна, запечатлена теплотой и искренностью выражения; его гармония богата, но не вычурна; оркестровка колоритна, прозрачна и часто напоминает по приемам Римского-Корсакова; фактура ясна и закончена. Вкус, изящество, грация сказываются повсюду в его творчестве, но собственной яркой индивидуальностью он не обладал, что и вызвало, вероятно, несколько суровый приговор Римского-Корсакова: "Забыт он будет скоро" ("Летопись моей музыкальной жизни", СПб., 1909). В его сочинениях чувствуются влияния Шопена, Мендельсона, Шумана, особенно сильно Чайковского, очень родственного ему по характеру таланта, затем Римского-Корсакова ("Сон на Волге") и Бородина . Талант А. преимущественно лирический. Его драматическая музыка не составляет сильной стороны его дарования, отразившейся всего полнее в его фортепианных произведениях, романсах и камерной музыке. Специфически русского стиля в своих сочинениях А. не разрабатывал, будучи европейцем-эклектиком. На известную нервность, болезненность, надломленность, неустойчивость его указывал еще Чайковский. Эти черты сказались и в его творчестве. Гр. Тимофеев. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое аренский антон степанович
Значение слова аренский антон степанович
Что означает аренский антон степанович
Толкование слова аренский антон степанович
Определение термина аренский антон степанович
arenskiy anton stepanovich это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):