Династия аскиев (султанов) Сонгаи (Мали), правившая в 1493-1591 гг. в Гао, а с 1591 по 1818 г. в
Денди. Сонгайская
держава была создана во второй половине XV в. великим завоевателем
Али Бером, носившим
титул сонни. По утверждению позднейших хроник, этот жестокий и беспощадный правитель был весьма плохим мусульманином, соблюдал многие языческие обряды, и это явилось главной причиной падения династии Сонни. В 1493 г., после смерти Али
Бера, ему должен был наследовать
сын Баро, однако против молодого государя выступил
главнокомандующий сонгайским войском аския Мухаммад
ибн Абу Бакр, принадлежавший к влиятельному клану
Силла. После длительных и бесплодных переговоров между ними началась
война. Поводом к ней будто бы стали вопросы веры. Как сообщает суданская
хроника "Тарих ал-Фатташ", Мухаммад умолял молодого государя "вернуться в
лоно ислама",
но тот отвечал гневным отказом и грубо обошелся с послом. Только после этого Мухаммад взялся за
оружие. Несмотря на то что под его началом находились сравнительно небольшие
силы,
он легко выиграл генеральное
сражение и после четырех месяцев междоусобий изгнал Баро из страны. Последний отступил по Нигеру в Айону близ Тиллабери. Вместе с ним из страны ушли и другие представители правящего
рода. Таким образом
власть в Сонгайской державе перешла от династии "чародеев"-сонни, к династии аскиев, которые поддерживали не
анимизм, а религиозное и духовное наследие ислама. Встав во главе государства, Мухаммад ибн Абу Бакр постарался создать хорошо действующее центральное
управление и реорганизовать армию. Прежде основу сонгайских военных формирований составляли периодически призывавшиеся ополченцы из свободных крестьян. Мухаммад заменил эту полурегулярную армию постоянным войском из рабов и профессиональных
солдат. По всей территории империи он разместил сильные гарнизоны, а на границах возвел новые крепости. При нем был также создан сильный речной
флот, курсировавший по Нигеру. Опираясь на новую армию, аския Мухаммад не только укрепил свою власть внутри страны, но
смог также значительно расширить пределы Сонгайской державы. В 1505-1506 гг. он совершил поход на юго-восток против государства Боргу.
Эта война, впрочем, оказалась неудачной для сонгаев и едва не кончилась окружением всей их армии. В 1506-1507 гг. последовал поход в Галам, в верховья Сенегала. Затем Мухаммад начал завоевания на востоке, в землях хауса. В 1513-1514 гг. были покорены хаусанские государства Кацина и Зария. Далее после долгой осады власть аскии признал
Кано самый могущественный и богатый из городов хауса. Сонгаи двинулись в Гобир и разорили это небольшое царство. Правитель Гобира был убит, его сыновья оскоплены, а значительная
часть населения угнана в
плен. В 1515-1516 гг. Мухаммад предпринял новый поход на
восток к Агадесу в Аире. В эти годы Сонгайская держава достигла наивысшего могущества и контролировала непосредственно
или косвенно всю зону саванн Западной Африки от окрестностей озера Чад до Сенегала (только Борну избежал захвата).
Аскии принадлежали соляные копи от самого центра Сахары до границ тропического леса. Мухаммад совершил несколько пышных паломничеств в Мекку. Самое знаменитое путешествие имело место в 1495-1497 гг. В нем участвовали 1,5 тысячи рабов 500 конников и 1000 пеших. В пути, по обычаю своих предшественников, аския щедро раздавал милостыню и
подарки и истратил огромное количество золота. Мусульманская
культура при Мухаммаде пережила эпоху высокого расцвета. Аския приглашал арабских врачей, ученых и архитекторов. В его царствование было написано несколько ценных научных трудов и исторических хроник. Школы в Томбукту и Дженни сделались крупнейшими центрами исламского образования во всем Западном Судане. Однако, как это часто бывает,
период процветания продолжался недолго. В последние годы правления Мухаммада начались мятежи в дальних провинциях (раньше других от Сонгаи отпало хаусанское царство Кебби). Внутренние распри также не заставили себя ждать. В 1528 г. 86-летний аския Мухаммад был свергнут с престола одним из своих сыновей по имени
Муса. Уход с политической арены этого мудрого и многоопытного правителя послужил началом многолетней смуты. У старого аскии от разных жен было несколько десятков сыновей, и все они ненавидели Мусу.
Около полугода шла кровавая война, в которой новому аскии удалось истребить многих своих братьев. Другие должны были изъявить ему свою покорность. Муса оставил их в покое, но продолжал относиться к ним с подозрением. Никто из сыновей Мухамада не получил важных должностей управление страной было передано в руки более дальних родственников. Наибольшим влиянием при Мусе пользовался его двоюродный
брат Мухаммад Бенкан. В апреле 1531 г. братья Мусы составили тайный
заговор и убили его. Они предполагали передать
престол самому старшему из них, однако Мухаммад Бенкан опередил их и провозгласил себя аскией. Ведущие мусульманские особы, которые помнили многочисленные благодеяния его отца Умара, приняли клятву Бенкана, прежде чем сыновья Мухаммада успели им помешать. Новый аския был храбрый воин, доказавший свою отвагу во многих сражениях. Ему совершенно чужда была мелочная подозрительность его предшественника. Поэтому он не только сохранил
жизнь братьям Мусы, но и предоставил некоторым из них высокие должности. Наибольшим влиянием в царствование Мухаммада Бенкана пользовался
Исмаил, которому аския полностью доверял, поскольку они дружили с самого детства. Чтобы еще больше укрепить их дружбу, Мухаммад Бенкан женил Исмаила на своей дочери. Но даже таким способом он не смог положить предел властолюбивым мечтам друга. В 1537 г. Исмаил составил против тестя заговор, в который были вовлечены дворцовые евнухи и некоторые из военачальников. Мухаммад Бенкан узнал об этом и успел бежать из столицы. Остаток жизни он провел за пределами страны, в Таба. Утвердившись у власти, Исмаил первым делом вернул из ссылки своего отца и поселил его в царском дворце. В 1538 г. тот скончался в возрасте 95 лет и был похоронен в Гао в глинобитной мечети. Исмаил пережил Мухаммада всего на
год и умер в ноябре 1539 г. После совещания высших представителей власти аскией был провозглашен его брат Исхак I. Новый аския был одержим манией преследования и казнил многих своих родственников. Умер Исхак в марте 1549 г. Пишут, что он получил в детстве хорошее мусульманское воспитание и отличался примерным благочестием. Новым аскией стал его брат Дауд I, занимавший до этого высокую должность курмина-фари. За свое долгое царствование он сумел значительно усилить Сонгайскую державу. Хроники сообщают, что Дауд часто посылал воинов в походы.
Четыре раза он ходил войной на моси, но так и не смог обратить этих упорных язычников в
ислам. В 1558 г. Дауд совершил поход в
Мали и выиграл сражение при Диби Кара. Среди многих пленников, захваченных тогда, оказалась даже
дочь правителя Мали, Нару, которую Дауд взял себе в жены. При этом просвещенном государе продолжался расцвет исламской культуры. О Дауде сообщают, что он знал наизусть
Коран и покровительствовал мусульманским ученым. Пишут также, что он охотно жертвовал
деньги на ремонт мечетей, основание библиотек и создание благотворительных учреждений. После смерти Дауда, последовавшей в 1582 г., новым аскией был избран его сын ал-Хаджж. Но в январе 1586 г. братья низложили его и отправили в ссылку в Тондиби. Власть перешла к другому сыну Дауда, Мухамаду
Бани, человеку недалекому и просто глупому. Между тем как раз в это
время явственно обозначилась угроза со стороны Марокко.
Марокканских султанов издавна привлекало выгодное торговое положение Сонгаи на транссахарских караванных путях, они также мечтали овладеть местными месторождениями золота. В 1584 г. марокканцам удалось захватить соляные копи Тегаззы, после чего они стали готовиться к вторжению в долину Нигера. Сам Мухамад Бани не дожил до марокканского завоевания.
В 1588 г. против него началось мощное восстание в западных провинциях, во главе которого встал его брат баламу Садик. Мухаммад Бани собрал 30-тысячное
войско и двинулся против мятежников. Но вскоре оказалось, что тучный аския, имевший, по-видимому, больное
сердце, не способен выдерживать трудности походной жизни. Во время одного из привалов он удалился в свой
шатер, лег прямо в доспехах на
постель и заснул. Когда евнухи в назначенное время пришли его будить, оказалось, что аския мертв. Узнав об этом, придворные сошлись на совещание и решили провозгласить царем сына аскии Исмаила, Махмуда.
Но когда об этом решении стало известно брату Мухаммада Бани, Исхаку, он арестовал заговорщиков и объявил себя аскией. Садик также объявил себя царем. Исхак II двинулся на брата и нанес ему поражение в упорном сражении при Гумбу-Койра, неподалеку от Гао. Садик бежал с поля боя, но был настигнут солдатами Исхака и убит. Победа обошлась Исхаку недешево в междоусобной войне была истреблена половина сонгайской армии.
Держава сонгаев ослабла, и это предрешило ее скорое падение. Уже в первый год правления Исхака стало известно о предстоящем вторжении марокканцев, но никаких мер для отражения этого нашествия предпринято не было.
Правда, аския велел туарегам, находившимся тогда под его властью, засыпать сахарские колодцы, но его
приказ, по-видимому, так и не был исполнен. Поскольку провести большую армию через безводную Сахару не представлялось возможным, марокканский
султан Ахмад II ал-Мансур двинул на завоевание Сонгаи немногочисленный, но прекрасно оснащенный экспедиционный
корпус. Численность его не превышала 4000
человек, однако все солдаты были вооружены огнестрельным оружием, имели большой запас боеприпасов и везли с собой несколько пушек. Собственно мароканцев в их составе насчитывалось не более 1500 человек. Остальные были наемниками из разных стран Европы, прежде всего из Испании. Во главе корпуса стоял энергичный военачальник
паша Джудар. Поход начался в 1590 г. и был чрезвычайно трудным. При желании Исхак мог без труда разбить противника, прежде чем тот достиг
долины Нигера, но он пассивно ожидал его в своей столице Гао.
В конце февраля 1591 г. Джудар достиг левого берега Нигера и с ходу захватил Томбукту. Только после этого Исхак выступил против врага, имея под своим началом 18 тысяч конников и 10 тысяч пехотинцев, в большинстве своем вооруженных луками и копьями. Решающее сражение произошло 12 марта 1591 г. в Тандикондибургу, близ Тондиби. Сонгаи сражались с большим мужеством, но не смогли противостоять более современному оружию и были рассеяны залпами мушкетов.
После короткого боя Исхак отступил за
Нигер, а Джудар-паша вошел в Гао. Исхак, в которого больше не верили его солдаты, отрекся от престола в пользу брата Мухаммада Гао и удалился в Гурм. Вскоре он был убит там восставшими жителями. Мухаммад Гао попытался утвердить свою власть в охваченном смятением государстве, но вскоре понял, что это невозможно. Тогда он сообщил новому марокканскому полководцу Махмуду
бен Зергуну, что готов признать власть султана Марокко. Махмуд пригласил его для переговоров в свой
лагерь, а затем вероломно захватил в плен. Спустя месяц аския был убит. Остатки
войска присягнули его брату Нуху. Тот отступил в болотистую
местность Денди и укрепился там. После этого война приняла затяжной
характер. Марокканцы сумели продвинулись в глубь сонгайских владений вплоть до Кулена, подчинили живших выше по течению Нигера фульбе Масины и заняли Дженне.
Но захватить труднодоступный Денди им оказалось не под силу. Нух избегал открытых сражений и вел против захватчиков партизанскую войну. В следующие годы сонгаям удалось ослабить марокканские войска, а некоторые подразделения полностью уничтожить. В 1594 г. те оставили Кулен и отступили за линию Хомбори Ансонго, которую им больше никогда не удалось перейти.
Во время одного из походов против Нуха погиб Махмуд-паша. Новый паша Мансур был более удачлив и сумел в 1599 г. разбить армию Нуха. Сам аския
пал в сражении. Престол унаследовал его брат Харун. Последствия завоевания оказались очень печальны для Западного Судана. Марокканские султаны не имели возможности поддерживать порядок в этой отдаленной области и после смерти Ахмада II быстро потеряли к ней интерес. С развалом Сонгайской державы Западный Судан на несколько столетий погрузился в пучину смут и анархии. Транссахарская
торговля стала быстро хиреть. Цветущие прежде города Томбукту, Дженне и Гао были разграблены и долгое время влачили жалкое
существование. Всех ученых людей из Томбукту вместе с их семьями и книгами завоеватели насильно переселили в Марокко. Это привело к быстрому падению общего уровня образованности. Укрывшиеся в Денди аскии оказались отрезанными от
той городской исламской культуры, которую они создали в центре державы, но которая так и не привилась на ее окраинах. Поселившись среди племен язычников, они сами вскоре вернулись к доисламским традициям. Остатки сонгайского общества образовали в этом глухом уголке долины Нигера небольшое
государство, просуществовавшее вплоть до 1818 г. .