Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - ауэр леопольд семенович

Ауэр леопольд семенович

(7.6.1845, Веспрем, Венгрия -15.7.1930, Лошвиц, близ Дрездена) скрипач, дирижер, композитор, педагог. Родился в бедной еврейской семье маляра-живописца, расписывавшего наружные и внутренние стены домов. В раннем возрасте у А. проявились незаурядные музыкальные способности; с 4-х лет самостоятельно научился играть на скрипке и обратил на себя внимание окружающих. Благодаря меценатам с 9-ти лет обучался в консерватории Пешта у Р.Конэ. Вскоре с большим успехом выступил в благотворительном концерте в Будапештской опере с исполнением концерта Мендельсона. На собранные поклонниками его таланта средства А.

с отцом выехали в Вену, где в 1857-58 юный скрипач обучался у Я.Донта и в квартетном классе И.Хельмесбергера, В Вене А. получил настоящую профессиональную базу скрипичной игры. Он считал, что Донту он был «обязан скрипичной техникой», а общение с Хельмесбергером дало ему широкое музыкальное образование. Однако недостаток средств не позволил продлить занятия. С 1859 начались гастроли А. по странам Европы как «вундеркинда», который вынужден своим талантом содержать семью. Выступления продлились два года. Утомительные переезды, полуголодное существование (семья копила средства на обучение в Париже) во многом сказались на здоровьи мальчика. В 1861 А. оказался в Париже. Здесь он много играл в частных домах, познакомился с Россини и Берлиозом, оценившими его талант. С ним играл Юзеф Венявский, давал консультации один из лучших профессоров Парижской консерватории Ж.-Д.Аляр. С большим успехом прошел концерт А. в зале Плейель. После нескольких месяцев пребывания в Париже А. переехал в Англию (1862). Концерты в Лондоне положили начало его европейской известности. Однако А. ощущал недостаточную развитость художественной стороны своей игры и отправился в Ганновер к знаменитому Йозефу Иоахиму. Почти два года (1863-64) он занимался у него, играл с ним в квартете. Как вспоминал А" Иоахим «явился настоящим откровением для меня, раскрыв перед моими глазами такие горизонты высшего искусства, о которых я и не догадывался до тех пор». А. выступал с концертами, которыми дирижировал Иоахим. Блистательным был его дебют в 1864 в Гевандхаузе. Иоахим писал в рекомендательном письме к Нильсу Гаде, что А. «как скрипач далеко превзошел всех своих сверстников, которых мне приходилось слышать!» А. подружился со многими немецкими музыкантами, особенно с Брамсом, с которым играл «Крейцерову» сонату Бетховена и др. сочинения, В 1864-66 А. занимал место концертмейстера в Дюссельдорфе, а затем в Гамбурге, где также возглавлял смычковый квартет. Его ансамблевая деятельность была столь значительна, что в 1867 он был приглашен занять место первой скрипки в знаменитом «Квартете братьев Мюллер» (после смерти одного из братьев). В этом квартете он проработал два года, концертируя в различных странах Европы. В 1868 А. с большим успехом выступал в Лондоне как квартетист и солист. С Антоном Рубинштейном и Альфреде Пиатти он играл Трио Бетховена. Восхищенный искусством скрипача, Рубинштейн пригласил его занять место профессора Петербургской консерватории и солиста императорских театров вместо ушедшего Г.Венявского. Начался новый этап деятельности скрипача. Он подписал 3-летний контракт и в сентябре 1868 приехал в Россию, где ему суждено было провести 50 лет своей жизни. В Петербургской консерватории А. вел высший класс скрипичной игры, квартета, камерного ансамбля, а также дирижировал студенческим оркестром.

Одновременно в 18681906 он возглавлял квартет Русского музыкального общества (РМО), заменив Венявского. В квартете вместе с ним играли И.Пиккель, И.Вейкман и К.Давыдов. Ансамбль стал первым исполнителем многих квартетов русских композиторов. С 1886 состав квартета изменился. В нем стали играть П.Пустарнаков (ученик А.), Е.Альбрехт, а после ухода Давыдова (1880) партию виолончели начал исполнять А.

Вержбилович. Квартет завоевал славу одного из лучших мировых ансамблей. Его очень высоко ценили П.Чайковский, А.Глазунов, С.Танеев и др. русские музыканты, а также Иоахим, СенСанс, Сарасате. Вместе с А.Есиповой и А.Вержбиловичем А. создал Трио профессоров Петербургской консерватории, пользовавшееся большой популярностью на эстраде. Параллельно с сольной и камерной деятельностью А. в 1872-1908 исполнял обязанности солиста оркестра балета Мариинского театра, где его блистательные соло, неизменно вызывавшие восторг публики, надолго определили традицию трактовки сольных каденций в балетах (в известной мере она продолжается и ныне). В 1873 А" наконец, получил звание «Солиста двора», которое носил Венявский. В 1896 ему было пожаловано дворянство. Он был награжден многими высшими орденами Российской империи. Размах творческой деятельности А. был поразительным.

В дополнение ко всему он еще с 1883 (с некоторыми перерывами до 1892) был главным руководителем-дирижером симфонических собраний РМО, продирижировав свыше 80 концертами. Как дирижер он выступал и со студенческим оркестром консерватории. На своих концертах как в России, так и за рубежом А. особенно пропагандировал произведения русских композиторов, в первую очередь Чайковского.

Высоко оценивая дирижерский талант А., Чайковский доверил ему премьеру своей «Моцартианы». Блистательно трактовал А. «Франческу да Римини», симфонии русского композитора. Вместе с тем художественными событиями в музыкальной жизни России были исполнения А. Реквиема Г.Берлиоза (1889), «Манфреда» Р.Шумана (1890), шумановской Симфонии C-dur (1906), «Тиля Уленшпигеля» Р.Штрауса (1906) и др. Искусство А.-дирижера, как писал И.Липаев, «увлекало, чаровало, действовало неотразимо..., его оркестр поражает жизнью, он умеет ухватить общую картину, нерв, сок произведения».

Критики отмечали «темперамент, красивый взмах, выразительное лицо» А. А. был блистательным скрипачом-солистом виртуозно-лирического плана. Он концертировал с Э.дАльбером, Л.Брассеном, Р.Пуньо, И.Гофманом, Т.Лешетицким, Ю.Венявским и мн. др. выдающимися пианистами. Регулярно выступал с А.Рубинштейном, В.Сафоновым, С.Танеевым, С.Ляпуновым.

С А.Есиповой у него сложился постоянный сонатный ансамбль. Они выступали совместно с 1895 по 1913, неоднократно исполняя циклы всех сонат Бетховена, Брамса. Исполнительская манера А.-скрипача, несколько холодноватая, в определенной мере рационалистическая, во многом была близка по сочетанию интеллектуального начала и романтической приподнятости творчеству А.Вьетана, отчасти П.Сарасате, Й.Иоахима. Именно синтетический стиль, стремление к объективации интерпретации, утонченности и одновременно изящество игры, прекрасные виртуозные качества, певучесть, тонкость фразировки позволили А. занять высокое место среди концертирующих скрипачей конца XIX в.

Рецензенты выделяли его «в высшей степени осмысленную игру», «чистоту, блеск и грацию». Чайковский писал: «Преобладающие качества Ауэра задушевность, прочувствованность в передаче мелодии и нежная певучесть смычка. Он играет с большой выразительностью, с высокопоставленной чистотой техники, с тонкой обдуманностью и поэтичностью в фразировке».

Его звук был небольшим, мягким, серебристым. Особыми качествами отличалась его трактовка русских сочинений, в частности, Чайковского и Глазунова. В них он подчеркивал поэтичность, черты мечтательности, широту мелодического дыхания, образность, импровизационность. Это ярко ощущается в сохранившейся записи исполнения А. «Мелодии» Чайковского.

В репертуаре А. были концерты Бетховена, Мендельсона, Шпора, Вьетана, Эрнста, Рубинштейна, Глазунова, «Испанская симфония» Дало, множество сонат, пьес, отдельные части сольных сонат и партит Баха. А. был одним из лучших исполнителей скирпичного концерта Чайковского. Известно, что Чайковский хотел посвятить сочинение А., принес его ему и сыграл на фортепиано.А. вспоминал, что «с трудом мог тогда охватить полностью содержание произведения при его первом исполнении, но сразу же был поражен лирической красотой второй темы первой части и прелестью овеянной грустью второй части». Однако позднее, ознакомившись с концертом, он нашел, что, «несмотря на всю его внутреннюю ценность, он требовал основательного просмотра, ибо некоторые места были «нескрипичны» и написаны в чуждой инструменту форме», А. признавался, что долго откладывал редакцию концерта и не стал, к сожалению, первым его исполнителем. Обладая достаточно консервативным вкусом, А., видимо, не смог в должной мере оценить концерт, кроме того, он, как правило, очень долго и тщательно разучивал сочинение (из всех посвященных ему концертов А. первым сыграл только концерт Глазунова). Редакция концерта была завершена лишь в 1893, Впервые А. исполнил сочинение в мае того же года в Мюнхене на Фестивале Немецкого всеобщего союза музыкантов и повторил через полгода (6 нояб.) на траурном вечере РМО под управлением Э.Направника. В феврале 1894 он играл концерт в Москве. Музыкальный критик Н.Кашкин писал: «Скрипичный концерт Чайковского слышали в Москве много раз и от прекрасных исполнителей; но г. Ауэр, выступивший с ним в этот вечер, совершенно увлек публику виртуозным блеском и теми новыми оттенками, которые он сумел вложить в это произведение».

Редакция А. была опубликована в 1899 и пользовалась большой популярностью, Ныне она исполняется наряду с оригиналом. Временное охлаждение отношений с Чайковским вскоре исчезло. Композитор с пониманием отнесся к редакционным, относительно небольшим, «вторжениям» А. А. и в преклонном возрасте сохранил свое исполнительское мастерство.

Так, исполнение им концерта Бетховена в 1913 стало заметным художественным явлением. Известный музыкальный критик А.Спалдинг писал: «Это была выдающаяся интерпретация. Огромная ясность стиля, широта концепции руководили его фразировкой, а в лирических местах природное поэтическое чувство было глубоко волнующим». Одно из последних выступлений А.

в России состоялось в 1915. В исполнении сонат Бетховена критики отмечали его «неувядаемый талант», то, что ему «удалось сохранить чисто-юношеский, животворящий темперамент, безукоризненную чистоту интонации, уверенность смычка, обаяние», волевую, устремленную игру.А. играл на скрипке Страдивари 1697, имел еще один инструмент Страдивари более раннего периода творчества («аматизе»), скрипку П.Гварнери, которые давал для концертов своим ученикам. Велико значение педагогической деятельности А. В начале 1900-х из его класса начали выпускаться скрипачи мирового уровня М.Эльман, Е.Цимбалист, М.Пиастро, Я.Хейфец и др., заставившие заговорить мир о «русской скрипичной школе». В 1908 праздновался 40летний юбилей деятельности А. в Петербургской консерватории. Выступали его лучшие ученики. А. было присвоено звание Почетного члена РМО. Решено было провести конкурс его имени. Необходимая сумма была собрана в 1911. В конкурсе участвовало 4 его ученика. Премия была присуждена М.Пиастро. Наряду с преподаванием в консерватории А. основал в Лондоне летнюю «Школу-студию» (1907-16). В 1915-1 7 А. выезжал с учениками на летние каникулы в Норвегию в горы около Христианин. Здесь же с ним занимались и ученики «английской студии». В середине 1917 А. последний раз приезжал в Петербург, а затем уехал в Норвегию, выступал с сонатными вечерами в Скандинавии. Известие о захвате власти большевиками укрепило его в намерении покинуть Россию. 7.2.1918 он отплыл на пароходе в Америку.

В Нью-Йорке А. встретили его ученики Эльман, Цимбалист, Хейфец, Э.Броун, М.Розен и др. Вскоре (25 марта) он дал свой первый концерт в НьюЙорке. Слава об А" как о выдающемся педагоге, обеспечила ему широкий приток учеников. Но он теперь тщательно отбирал наиболее интересных, резко ограничив их число. У А. одновременно было не более 6-7 учеников. Занятия он вел в Институте музыкального искусства в Нью-Йорке, а затем в Кертис-институте в Филадельфии (где директором был его ученик Цимбалист). В 1924 А. впервые выступил в Карнеги Холл. Там же в следующем году было торжественно отпраздновано 80-летие маститого артиста. В концерте участвовали С.Рахманинов, И.Гофман, О.Габрилович и ученики А. П.Стасевич, И.Ахрон, Хейфец, Цимбалист. Программа открылась исполнением с оркестром Тройного концерта Вивальди. Играли А" Хейфец и Цимбалист. Специальную каденцию для трех солистов написал Ахрон. Затем А. сыграл «Мелодию» Чайковского и Венгерский танец Брамса. Аккомпанировал Рахманинов. Рахманинов также переворачивал ноты аккомпаниаторам Хейфеца и Цимбалиста. Концерт принес 20 тыс. долларов дохода, В 1924 А. развелся со своей женой, Надеждой Евгеньевной (на которой женился в России) и женился на Ванде Богутке-Штерн, работавшей аккомпаниатором в его классе. В 1926 он получил американское гражданство. Каждое лето и часть осени А. проводил в небольшом городке Лошвиц под Дрезденом. В июле 1930 он там простудился и умер от воспаления легких. Его похоронили в Нью-Йорке. На панихиде Хейфец играл «Ave Maria» Шуберта, а Гофман первую часть «Лунной» сонаты Бетховена.А. до конца дней сохранял ясность ума и владение инструментом. По воспоминаниям, «за несколько месяцев до смерти он еще играл в честь одного из выдающихся своих учеников: играл до тех пор, пока его друзья не признали, что он также жив, также бодр, также молод духом, как всегда». Основной вклад в развитие музыкального искусства А. внес как гениальный педагог, проложивший новые пути формирования скрипача. Наследовав в Петербургской консерватории класс Венявского, исполнительская манера которого служила ему эталоном, он во многом развил существующие традиции преподавания, стараясь формировать своих учеников с учетом стиля Венявского, его темпераментной, масштабной игры, блистательной виртуозности, красочности звучания.

Для решения этой задачи А, пришлось выработать совершенно новую систему обучения. Она основывалась не на методе постепенного движения, а на «методе эксперимента» (когда талантливому ученику дается задание, превышащее его возможности), учете индивидуальности ученика, внимании именно к его сильным сторонам (а не упор на его «всестороннее» развитие), воспитании самостоятельности, самооценки, артистического мышления.

А. ввел т.н. «русскую хватку» смычка, когда пальцы на смычке располагаются гораздо глубже, высокое положение локтя правой руки с несколько опущенной кистью («кисть должна упасть»), свободное перемещение скрипки в горизонтальной плоскости и держание ее без подушечки. Он рекомендовал прием «длинного смычка» для выработки широкого, льющегося звука; советовал ученикам удерживать «в пальцах» репертуар, изучать партитуру сочинения, в обязательном порядке присутствовать на занятиях с другими учениками. Хейфец говорил: «Ауэр был несравненным педагогом. Думаю, что никто в мире не мог бы даже приблизиться к нему. Не спрашивайте, как ему это удавалось, я все равно не смогу ответить, но он умел быть абсолютно разным с каждым студентом, Возможно, это была одна из главных черт великого учителя». В то же время Цимбалист отмечал: «Занимаясь в классе Ауэра, боготворя своего учителя, вслушиваясь во все его замечания, мы никогда не были глухи и к своему внутреннему голосу, как бы говорившему: это для тебя, а это нет!». Педагогические принципы А, были усвоены и развиты его учениками и последователями в русской скрипичной школе, в первую очередь А.Ямпольским, а также Л.Цейтлиным, Ю.Эйдлиным и др. Среди лучших учеников А. (а их было у него более 300), кроме упомянутых, можно назвать Тошу Зейделя, Цецилию Ганзен, Рихарда Бургина, Кэтлин Парлоу, Бориса Сибора (Лифшица), Эмиля Млынарского, Иосифа Лесмана, Виктора Вальтера, Иоаннеса Налбандяна, Натана Мильштейна, Юлия Эйдлина, Филарета Григоровича, Вацлава Коханьского, Изольду Менгес, Павла Пустарнакова и мн. др. А. был одаренным композитором. Ему принадлежат: Концертная тарантелла, Романс, 2 Reverie, Экспромт и др. Лучшим его произведением стала Венгерская фантазия для скрипки с оркестром. Чайковский писал: «Ауэр заявил себя артистом, далеко не лишенным композиторского дара. В его рапсодии много огня, увлекательности, подчас юмора, а инструментована она с замечательным блеском». А. принадлежат также каденции к концертам Бетховена (2 варианта), Брамса, Четвертому концерту Моцарта, сонате «Дьявольские трели» Тартини; им дополнена каденция к концерту Чайковского; создано огромное количество транскрипций и обработок для скрипки различных пьес Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Вагнера, Давыдова, Дриго, Чайковского, Шопена, Глинки, Рубинштейна и мн. др. Интересны редакции концертов Чайковского, Глазунова, Моцарта (D-dur), Аренского, Шпора (№ 2, 6, 9, II) и др. Искусство А. высоко ценили многие русские композиторы. Чайковский посвятил ему «Меланхолическую серенаду», Глазунов и Аренский свои скрипичные концерты, Танеев «Концертную сюиту», Свой концертный и педагогический опыт А.

обобщил в работах: «Violin playing as I Teach it» (New York, 1921); «Violin Master Works and their Interpretation» (New York, 1925: рус. пер.: Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики.М., 1965); «Graded course of Violin Playing». (Books I-VIII. New York, 1926). Сохранились его воспоминания (My Long Life in Music. New York, 1933): интервью «О стиле и традиции» (Muzyka, 1930, № 10). А. также принадлежит «Курс игры в ансамбле» в 4-х тетрадях. Указания А. систематизированы в работах его учеников: И.Лесман. Скрипичная техника и ее развитие в школе Л.С.Ауэра (с предисл. Ауэра). СПб. 1909: В.Вальтер. Как учиться играть на скрипке, 3-е изд., СПб., 1910. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ауэр леопольд семенович
Значение слова ауэр леопольд семенович
Что означает ауэр леопольд семенович
Толкование слова ауэр леопольд семенович
Определение термина ауэр леопольд семенович
auer leopold semenovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):