Бенедиктов,
Владимир Григорьевич, известный поэт. Родился 5 ноября 1807 г. в Петербурге, происходил из духовной семьи Смоленской губернии и провел детство в Петрозаводске, где служил его
отец. Окончив четырехклассную олонецкую гимназию, Бенедиктов перешел (1821) в средние
классы петербургского второго кадетского корпуса; откуда вышел первым в 1827 г., прапорщиком в лейб-гвардии Измайловский
полк и начал скромную, бесцветную
жизнь строевого офицера. В 1831 г. Бенедиктов, в чине поручика, принимал участие в усмирении польского восстания, а в следующем году оставил военную службу и перешел в
министерство финансов, где прослужил много лет, от ничтожной канцелярской должности до
места директора государственного заемного
банка, ревностно относясь к своим служебным обязанностям, неизменно считаясь превосходным службистом и посвящая свои досуги высшей математике, астрономии и писанию стихов. Томиком стихотворений Бенедиктов дебютировал в конце 1835 г. "Сначала, рассказывает автор вышедшей в конце тридцатых годов в Германии
книги "Litterarische Bilder ans Russland", Кениг, никто не подозревал, чтоб
он занимался стихотворством... Однажды пришел к нему
друг его, литератор, и застал его за стихами. Бенедиктов должен был сознаться
пред ним в любви своей к поэтическим трудам и прочесть кое-что из своих произведений настоятельному другу. Последний был изумлен его талантом, которого прежде не подозревал в нем, и восхищен неожиданною красотою его поэтических созданий. С того времени произведения Бенедиктова сделались известны публике"... Первая книжка "Стихотворений Владимира Бенедиктова" разошлась в самое короткое
время. Н.В.
Гербель передает, что "ослепленная блеском и гармонией бенедиктовского стиха
публика, восторг которой не знал пределов, буквально утопала в
море звуков и раскупала книжку нарасхват, так что в самом непродолжительном времени понадобилось новое издание, которое и вышло в начале следующего года". Бенедиктову тогда благоприятствовали многие обстоятельства. Читатели после "Бориса Годунова" охладели к Пушкину , и это охлаждение коснулось даже такого чуткого ума, как Белинский ; Жуковский , Вяземский , Баратынский , Козлов отзывались редко, и в это застойное время Бенедиктов занял в глазах публики вакантный
трон лауреата. Всеобщего восторга не могли заглушить на первых порах трезвые и резкие отзывы Белинского (в "Телескопе") и Н. Полевого (в "Сыне Отечества"). Благосклонно отнесся к Бенедиктову сам
Пушкин (в его библиотеке сохранились оба первые издания книжки Бенедиктова), нашедший у него "превосходное сравнение неба с опрокинутой чашей" и сказавший ему: "У вас удивительные рифмы, ни у кого нет таких рифм"; можно предполагать по одной отметке в библиографическом отделе "Современника", что Пушкин собирался написать рецензию на
сборник стихов Бенедиктова. Вторая книжка стихов, которую выпустил Бенедиктов в 1838 г., быстро разошлась без остатка в числе 3000 экземпляров, успех по тому времени прямо неслыханный.
Но здравое
слово Белинского сделало свое
дело. Молодой Тургенев , который сначала "воспылал негодованием" против "критикана", скоро почувствовал, что Белинский прав: "Прошло несколько времени, и я уже не читал Бенедиктова". Белинский сразу и бесповоротно определил в стихах Бенедиктова "риторическую шумиху,
набор общих мест", "ошибки против языка и здравого смысла", холодную риторику, свел их к "стихотворной игрушке" и признал, что у Бенедиктова "нельзя отнять таланта стихотворческого, но он не поэт" и многими "в наше прозаическое время" лишь принят за поэта. Этого приговора Белинский не изменил и впоследствии и не раз, так
или иначе, повторял его.
Гром похвал постепенно стал стихать, общественное мнение заметно трезвело, и в 1842 г., когда Бенедиктов снова выпустил книжку стихов, ее встретили довольно сдержанно. Бенедиктов тогда стал мало писать, даже почти замолк на целые
десять лет (1845 1855) и снова взялся за
перо, уже как певец гражданских мотивов, в годину крымской
войны и
начала нового царствования. Поддавшись общему прогрессивному настроению, Бенедиктов в своем новом стихотворном цикле отразил мысли большинства, но остался тем же ритором, которому недостаток чуткости и образования не дал долго идти за общественным увлечением, и быстро исписался. Самое
имя его стало постепенно забываться и скоро погрузилось в пучину окончательного забвения. Переживший себя Бенедиктов умер 14 апреля 1873 г. Основные черты творчества Бенедиктова напряженная аффектация настроения, надуманность образов, вычурность выражений. Наивной читательской массе 30 40-х годов, которая не умела оценить величавую и целомудренную прелесть поэзии Пушкина и упоенно восхищалась Марлинским , нравились и "меч молний", которым "опоясалось море"; и грудь, которая "станет священным гробом", и "мох забвения на развалинах любви", и "морозный
пар бесстрастного дыханья", падающий на "пламя красоты", и "шипучее
сердце порока", Бенедиктов тогда вполне соответствовал
эпохе господства над умами Кукольника , Брюллова , Сенковского , Булгарина и Греча . За искренний жар страсти Бенедиктов выдавал ухарство самого вульгарного пошиба: соловей "дробью прыснул"; о глазах красавицы Бенедиктов говорил: "два голландские алмаза глазки, глазки у! беда!", "Плутяга",
Бахус Рубенса "алый ротик свой разинул". Римский папа "взял громаду всей Европы в перегиб и об гроб Христов расшиб". Юпитера Бенедиктов величает "шутом-потешником" и "старым чертом". Отсутствие чувства
меры доводило Бенедиктова до прямой порнографии. Свою искусственность Бенедиктов не только сознавал, но возводил в эстетический
канон и внушал поэту: "Чтоб выразить таинственные муки, чтоб сердца огнь в словах твоих изник, изобретай неслыханные звуки, выдумывай неведомый язык".
Так буквально он и поступал; Я.П. Полонский даже составил "Алфавитный список слов, сочиненных Бенедиктовым, видоизмененных или никем почти не употребляемых, встречающихся в его стихотворениях". Среди них встречаются такие, как "возблагодать", "льдоребрый", "мужественность", "нетоптатель", "сентябревый", "яичность". По существу Бенедиктов был прав, признавая за поэтом державную прерогативу некоторой свободы в обращении с языком, но своими безвкусными неологизмами он только доказал, что сам он, по размерам своего дарования, на эту свободу посягать не должен был.
Все же для развития и усложнения русской стихотворческой техники Бенедиктов сумел кое-что сделать и начал торить
ту дорогу, по которой много лет спустя пошел Бальмонт , и в его "гремучих напевах", где слышны "литавры и бубны созвучий", изредка бывала неподдельная
красота слова, попадались отдельные, вне связи и системы, ценные мысли, но
эта малая и лучшая
часть его творчества тонет в море банальщины, эффектничанья и пустозвонной трескотни. Мотивы поэзии Бенедиктова просты и незамысловаты и редко выходят из области любви и природы, к которым Бенедиктов относится без особой вдумчивости, с наивным обывательским эпикуреизмом. Тем же обывателем остался Бенедиктов и в своих гражданских мотивах, на первых порах примиривших с ним даже критику, после Белинского вообще сурово смотревшую на него. В них разнузданная
муза Бенедиктова предстала уже "одета запросто, застегнута по шею, без колец, без серег". Он обращался к писателю: "гласом добрым воззови, и зов твой, где бы ни прошел он, пусть духом
мира и любви и в самом громе будет полон! Огнем свой ополчи глагол лишь на
нечестие земное и с Богом ратуй против зол!" В общих чертах он верно понимал
дух новой эпохи, когда, встречая наступающий 1857 г., писал: "Кое-что сказалось с разных уголков, много завязалось новых узелков... Время полюбило правду, наголо,
правда ж дай, чтоб было все вокруг светло!.. И не одолеют чуждых стран мечи царство, где светлеют истины лучи". Такие азбучные поучения в те печальные годы царствования Александра II для многих звучали и тепло, и ново.
Конечно, не дешевым либерализмом и не дешевой эротикой спасается в литературе от полного забвения имя Бенедиктова. Как верно подметил еще Пушкин, он несомненный, хотя и примитивный, художник слова, как такового, и справедливо сказал о нем позднейший критик: "Любитель славы, любовник слова, он в истории русской словесности должен быть упомянут именно в этом своем качестве, в этой свой привязанности к музыке русской речи".
Бенедиктов много и удачно переводил (из Мицкевича, Гюго, Теофиля Готье, Петефи, Козара, Медо Пучича).
Собрание его стихотворений вышло в 3 томах в 1856 г.; посмертное издание выпущено и издано товариществом Вольф в 1883 1884 годах, под редакций Я.П. Полонского и переиздано в 1902 г. Биография и библиографические сведения о Бенедиктове см. у Полонского в статье, помещенной при собрании сочинений Бенедиктова, у С.А. Венгерова ("Источники словаря русских писателей", 1, 210 211; "Критико-биографический
словарь русских писателей и ученых", II, 398 418); см. также В.П. Быкова, "Записки старой смолянки", I, 172 173, 212, 244 248, 256 257; II, 222 223; Б. Садовской, "Русская Камена", стр. 89 101 (М., 1910); Ю. Айхенвальд , "Силуэты русских писателей", вып. III (М., 1910), и "История русской литературы XIX века", изд. "Мира", II, 62 65;
рецензия А. К. на собрание стихотворений 1856 г. в "Сыне Отечества", 1856, № 27 и 28. Н. Лернер. .