Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - бицилли петр михайлович

Бицилли петр михайлович

(1.10.1879, Одесса 24.8.1953, София) историк, филолог, литературный критик. Родился в семье мелкопоместных дворян, предки выходцы из Албании, итальянского происхождения, один из них получил потомственное дворянство как участник войны 1812. Отец Б. служил секретарем в Одесском городском кредитном обществе. Среднее образование Б. получил в одесской 11-й гимназии. В 1905 закончил историко-филологический факультет Новороссийского университета и был оставлен стипендиатом при нем для подготовки к магистерскому экзамену по кафедре всеобщей истории. Несколько лет работал во Франции, Германии, Италии. В 1910, сдав магистерский экзамен, был избран приват-доцентом по кафедре всеобщей истории и одновременно преподавателем той же дисциплины на Одесских Высших женских курсах. В 1912 опубликовал исторические очерки «К вопросу об источниках «Афинской политики», «Тацит и римский империализм», ав 1914«Западное влияние на Руси и начальная летопись». Эти работы обнаружили широкие познания молодого ученого, его умение проводить тонкие параллели между филологией, историей и философией культуры, творческий подход к истории языка. В 1917 Б. защитил в Петроградском университете диссертацию на тему «Салимбене. Очерки итальянской жизни XIII века» (опубл. Одесса, 1916), в которой на примере дворянина, единственного продолжателя рода Гренонов, вступившего в орден Св.Франциска, раскрыл намечающееся отличие человека раннего Возрождения от средневекового. После защиты избран штатным доцентом, а вскоре экстраординарным профессором по кафедре всеобщей истории в Новороссийском университете, В 1918 получил приглашение в Саратовский университет на должность ординарного профессора, занять которую помешала гражданская война.Б. был далек от политики и все свое время отдавал исключительно научной и преподавательской деятельности, однако накануне революции он из двух близких ему партий кадетов и эсеров выбрал последнюю: его привлекал свойственный русской интеллигенции романтический настрой по отношению к революции, который вскоре после октябрьского переворота сменился горьким разочарованием. В этот период Б. публиковал в Одессе исторические труды «Основы социализма» (1917), «Падение Римской империи» и «Элементы средневековой культуры» (оба 1919), в которых, усматривая исторические параллели между прошлым и настоящим, писал о возможной деградации общественного сознания и возвращении к приемам и навыкам давно исчезнувшего мышления, к периоду безраздельного господства догматизма. «Что если, провидчески предостерегал Б" «экспроприация экспроприаторов» выродится в спорадические грабежи и насилия, завершится расхищением en masse общественного достояния и наступлением «сумерек цивилизации», нового средневековья?» В 1920 Б. эмигрировал и поселился в Сербии, в небольшом городке Вране.

В автобиографии он вспоминал: «Хотя в бурные 19171920 годы я был далек от активной политики, не участвуя непосредственно в гражданской войне и не разделяя ее идеологических обоснований, но по своей установке, по своим связям, которые поддерживал, находился в лагере, враждебном октябрьской революции; когда наступил неизбежный крах контрреволюции, вместе с людьми, меня окружавшими, покинул Родину...» Он пережил длительную депрессию, связанную также с тяжелым материальным положением и с неопределенным будущим, с невозможностью работать по специальности и продолжать научную деятельность, что было для него равносильно «отбыванию каторги». Человек энциклопедических знаний, Б. соглашался на место школьного учителя, библиотекаря, пока не получил возможность преподавать в Скопье. В 1924 переехал с семьей в Софию и приступил к работе в Софийском университете как профессор по контракту на кафедре новой и новейшей истории. «Его присутствие стало причиной качественного скачка в преподавании. В его научном творчестве начинался самый плодотворный период, внесший ценный вклад в болгарскую историческую науку», вспоминал его ученик, профессор Х.Гандев.Б. выделялся среди многих видных русских ученых, работавших в те годы в Болгарии (37 чел., в том числе Н.Кондаков, Н.Дылевский, С.Трубецкой): он прекрасно владел древнегреческим и латинским языками, свободно читал на семи европейских языках; тематика его лекций была необыкновенно широка. Помимо основного курса по новой и новейшей политической и социальной истории Западной Европы, вел многочисленные спецкурсы («Социальные утопии», «Исторические синтезы», «Социальная терминология» и др.), всего около 80 курсов. В Праге вышли в свет две его работы: «Очерки теории исторической науки» (1925) и «Этюды о русской поэзии» (1926). Первая из них вызвала неоднозначные отклики, Д.Чижевский указывал на главный ее недостаток «вулканичность», подчеркивая в то же время «методологическую и философскую плодотворность». Именно в этом труде Б, впервые выдвинул и обосновал свой научный метод, в основе которого тезис о безграничном своеобразии исторического бытия. В «Этюдах о русской поэзии» Б. исследовал основу русского, итальянского, французского и английского стиха. Основой стихосложения Б. называл ритм, который «находится в органической связи с мироощущением поэтов». Проследив эволюцию стиха от Ломоносова до Блока, показав на ритмическом звучании ряда поэм и стихотворений Пушкина трагическую основу его поэзии, увидев в творчестве Лермонтова новое ритмическое искание русской поэзии, открывшее будущее для Некрасова, Блока, Гумилева, Б. в своем анализе стихосложения был близок к формальному методу и в то же время был индивидуален, провозглашая абсолютное равенство литературной формы и психологии творчества.М.Цетлан в своем отзыве особенно выделял этюд о Пушкине: «Его остроумное доказательство того, что единство «Евгения Онегина» создано ритмом и именно онегинской строфой, как и многое другое, сказанное о Пушкине, представляется нам прочным приобретением русской критики». В работе «Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого» (СЗ, 1928, № 36) Б. писал, что в отличие от Достоевского, пережившего явление смерти мгновенно, катастрофично, извне в виде казни, Толстой, переживший смерть близких, войну и достигший сам того возраста, когда человек становится свидетелем собственного медленного угасания, ощущал магическую связь начала и конца, рождения и смерти. Смерть у Толстого не трагедия и катастрофа, а некий уход. «Отношением к смерти объективно самому важному как всеобщему, непреложному, неизбежному в жизни, определяется у каждого отношение к жизни. У художника, следовательно, им определяется все его творчество».

Параллельно с научной и преподавательской деятельностью в Софийском университете Б, активно сотрудничал в периодических изданиях русского зарубежья: журналах «Числа», «Звено», «Русские записки»; в Болгарии в «Ежегоднике Софийского университета» («Годишник на Софийския ун-т»), в «Болгарской мысли» («Българска мисъл») и др. Особенно часто Б.

публиковался в «Современных записках». «Хотя он ни идейно, ни географически не был близок к редакции, им было напечатано с 1925 по 1940 30 статей и 75 рецензий, ...в отношении рецензий это был, кажется, рекорд для «Современных записок», писал Г.Струве.Б. внимательно следил за судьбой русской литературы у себя на родине и в изгнаний, его отзывы о произведениях И.

Бунана, В.Набокова, В.Шкловского, М.Алдашва имели большой авторитет в мире русской эмиграции, это были не просто сухие обзоры, но суждения глубокого, увлеченного и взыскательного литературного критика. Даже небольшие статьи «Что такое роман?» (Звено, 1927, № 6), «Нация и язык» (СЗ, 1929, № 40), «Зощенко и Гоголь» (Числа, 1932, № 6), «Трагедия русской культуры» (СЗ, 1933, № 53), «Гоголь и Чехов» (СЗ, 1934, № 56) можно расценить как блестящие литературоведческие миниатюры.

Известность Б" жившего вдалеке от основных центров эмиграции, была велика, об этом свидетельствует переписка с Буниным, Алдановым, П.Струве и др. В 1931-32 Б. составил «Хрестоматию по истории русской литературы...», получившую высокую оценку В.Вейдле. В 40-е в «Ежегоднике Софийского университета» вышел ряд его наиболее значительных работ: «Творчество Чехова, опыт стилистического анализа» (1942), «Пушкин и проблема чистой поэзии» (1945), «К вопросу о внутренней форме романа Достоевского» (1946), «Проблема человека у Гоголя» (1948).

Б. раскрыл стилистическую и философскую близость таких непохожих писателей как Чехов и Гоголь. Особенно интересны его размышления над средствами комической экспрессии у Гоголя.Б. видит в Гоголе обновителя комедийного жанра, герой Гоголя «чистая идея актера». Не маска символизирует характер, а человек, надев маску, обретает на время образ и смысл жизни. Особенностью романа Достоевского Б. назвал «синхроничность», герой Достоевского разновидность одного типа, двойник. Все романы писателя пронизаны «двойничеством», драматургичны в своей психологической основе, отсюда стиль «романадрамы». 1948 стал поворотным в его жизни. По истечении очередного контракта он был уволен из университета без пенсионного пособия, Новая власть Болгарии объявила Б, педагогом «буржуазного» направления, игнорируя большие заслуги ученого в деле развития болгарской исторической науки. Еще в 1946 началась травля Б,, продолжавшаяся вплоть до самой его смерти. В печати появлялись клеветнические, откровенно враждебные статьи, критиковавшие научный метод и изыскания профессора в области новой и новейшей истории.

Атмосфера травли губительно действовала на здоровье Б. «Чувство своей ненужности, обреченности все чаще овладевало им, вспоминал его зять и биограф А. Мешерский. Смерть (рак легкого) он встретил удивительно спокойно: он ее ждал и, очевидно, давно желал». Зарубежная и эмигрантская печать почти не обратила внимания на смерть Б. Между тем труды Б. и по сей день представляют собой большую научную ценность, их отличает глубокое познание литературы Запада и России, строгая дисциплина исторического метода и тонкое чувство эстетической формы. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бицилли петр михайлович
Значение слова бицилли петр михайлович
Что означает бицилли петр михайлович
Толкование слова бицилли петр михайлович
Определение термина бицилли петр михайлович
bicilli petr mihaylovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):