Исторический словарь - больм адольф (эмилий) рудольфович
Больм адольф (эмилий) рудольфович
Одновременно в 1917-18 ведущий танцовщик и хореограф «Metropolitan Opera» (Нью-Йорк), где поставил балет «Золотой петушок» на музыку Римского-Корсакова (сам исполнял мимическую роль царя Додона). Затем осуществил в 1919 свою хореографическую версию «Петрушки» (комп. Стравинский), исполнял заглавную партию. Был также постановщиком танцев в операх.
Одновременно Б. ставил балетные номера для других трупп: в 1917 «Осенние листья» на музыку Зигфельда для бродвейского спектакля «Мисс 1914», для «Ballet Intime» пользовавшуюся громадным успехом танцевальную пантомиму «Белый павлин» (комп.Ч.Гриффес), в которой проявил себя и как изобретательный сценограф; позднее, в 1919, поставил «День рождения инфанты» на музыку Дж.
Карпентера (исполнял роль Карлика). В эти же годы, с целью популяризации классического балета, он много работал в крупнейших бродвейских кинотеатрах, выступая перед кинофильмами. Это начинание Б. в 1920-е было подхвачено американскими танцовщиками. В 1920 вместе с «Ballet Intime» гастролировал с большим успехом в Лондоне. Вернувшись в Нью-Йорк, поставил джазовую пантомиму на темы популярной в Америке серии карикатур «Crazy Kat» («Безумная Кэт», комп. Карпентер). Б. исполнял в спектакле заглавную партию, которая послужила в дальнейшем основой создания мультфильмов о Микки Маусе. В 1922 1-й танцовщик и балетмейстер Чикагской оперы, в 1924 один из организаторов «Chicago Allied Arts Inc.», где тогда же занял пост главного балетмейстера. Поставил: «Тайный побег» (комп.В.Моцарт, с Т.Карсавиной), «Танцевальное фойе» на тему картины Э.Дега (комп.Э.Шабриер) оба 1924; «Любовь-волшебница» (комп.М. де Фалья), «Маленький цирк» (на муз.Ж.Оффенбаха), «Соперники» (комп. Эйчхем), «Мандрагора» (комп.К.Шимановский), «Бал марионеток» (комп. Э.Сати) все 1925; «Лунный Пьеро» (комп. А.Шенберг), «Парнас на Монмартре» (комп. Сати), «Мистический визит» («Vision mystique», на муз.А.Скрябина) все 1926; «Трагедия Виолончели» (комп. Тансман) 1927: «Рождественский гимн» (комп. Вогхэн Вильяме) и др., а также много концертных номеров. В 1928 поставил «Аполлон Мусагет» (комп.
Стравинский) на сцене Библиотеки Конгресса (Вашингтон), став первым интерпретатором этой музыки; «Павану усопшей инфанте» (на муз.М.Равеля), «Арлекинаду» (на муз.Ж.Мондонвилля), «Старую Вену» (на муз.Л.Бетховена). В 1928 работал в театре «Colon» (Буэнос-Айрес), ставя фокинские балеты. В начале 1930 переехал в Голливуд, где работал для кинематографа.
Еще в 1920 Б. поставил кинобалет «Пляска смерти» (на муз. К.Сен-Санса), сумев в немом фильме добиться синхронизации хореографического рисунка с музыкальным «живым» оркестровым сопровождением. Спустя 10 лет он стал хореографом фильмов «Мужчины в ее жизни» (в русском прокате «Балерина»), «Жизнь Челлини» и др. В 1932 поставил «Механический балет» для фильма «Безумный гений», впоследствии перенесенный им на сцену с музыкой А.
Мосолова «Завод». В 1933 хореограф балетной труппы Оперы Сан-Франциско. Приглашенный для организации танцевальной труппы участницы оперных спектаклей, Б. за 4 года (1933-37) не только создал крепкую труппу, способную выступать самостоятельно, но и подготовил серьезный балетный репертуар. Постановки: «Дон Жуан» (на муз.И.Альбениса), «Пассакалья» (комп. С.Скотт), «В саду Тюильри» (на муз.Й.Штрауса) все 1933; «Модели» («Patterns», на муз. А,Черепнина), «Соперники» (комп.Г.Ичхейм) 1934: цикл маленьких балетов на музыку И.С.Баха 1935 и др. Организовал также школу при театре, осенью 1939 возвратился в Нью-Йорк, работал в «Ballet Theatre», поставив для первого сезона балет «Петя и волк» на музыку С.Прокофьева (1940), имевший большой успех и долгие годы не сходивший со сцены. В 1942-45 балетмейстер и главный режиссер «Ballet Theatre». Поставил «Жар-птицу» (с Марией Толчифф в заглавной партии, 1945), «Мефисто» (на муз.Ф.Листа, 1947) и др. В разные годы сотрудничал с художниками С.Судейкиным, Н.Ремизовым, М.Шагалом, а иногда и сам создавал костюмы. Б. высоко оценен в Америке как хореограф, который в своей постановочной работе часто использовал музыку американских композиторов, занимал американских артистов и тем самым способствовал становлению американского балета. «Американский балет не мог бы стать тем, чем он является сегодня, без него... Его влияние чувствуется и сегодня, спустя двенадцать лет после его смерти». Б. вел и педагогическую деятельность: в созданной им Школе балета Сан-Франциско (1930-е), в частных школах Лос-Анджелеса (1938-40), в «Ballet Theatre», с 1940-х в Голливуде. В процессе обучения он следовал методе Э.Чеккетти, на каждом уроке задавая новые хореографические композиции, поражая своих учеников богатой фантазией и сложностью ритмического рисунка. Сам блистательный характерный танцовщик, он в своих уроках также часто использовал движения народного танца. Написал мемуары «Жизнь танцовщика» (Dance Magazine, 1926, sept. oct., nov.). Всю жизнь собирал книги, живопись, скульптуру. После смерти Б. жена передала его коллекцию в Сиракузский университет (США). .