Исторический словарь - бурлюк давид давидович
Бурлюк давид давидович
Каменский, который вспоминал, как Б. призывал «разгромить старое буржуазное «жречество», мистиков, символистов, бульваристов, порнографистов и академиков». Организовал ряд авангардистских выставок: «Стефанос» (Москва, 1907-8), «Звено» (Киев, 1908), «Венок-Стефанос» (Петербург, 1909) и др., вместе с М.Ларионовым участвовал в создании объединения «Бубновый валет» и в первой его выставке (1910), в выставке «Ослиный хвост» (1912).
Сблизился с В.Кандинским, при содействии которого работы Б. и других русских кубо-футуристов экспонировались на выставках «Голубой всадник» в Мюнхене (191112) и «Буря» в Берлине (1913). Получив в 1911 диплом Одесского художественного училища, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у Л.Пастернака и А.Архипова, но 21.11.1914 был исключен из училища вместе с Маяковским за турне по 27 городам России, где они пропагандировали авангардистское искусство. В 1912 женился на М.Еленевской, жил в 1915-17 в ее имении в Уфимской губернии. С октября 1917 снова в Москве. Издавал «Газету футуристов», поставил совместно с Маяковским фильм «Не для денег родившийся», выступал в Кафе поэтов. В период 1-й мировой войны и революции были написаны символические картины «Ожившее средневековье», «Святослав», «Купальщицы» (1915), «Татаре» (1916), «Опоздавший Ангел мира», «Казнь русской Марии-Антуанетты» (1917) и др. По словам Б., эти его произведения «полны выражения глубочайшего сочувствия страданиям и скорби народных масс», он «в символических образах протестовал против дикости и бессмысленности капитала милитаристов».Приехав в апреле 1918 в Уфимскую губернию к семье, Б. оказался, в результате восстания чехословацкого корпуса, за линией фронта. В 1918-20 на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке читал лекции о современном искусстве, проводил выставки, опубликовал сборники стихов «Лысеющий хвост» (Курган, 1919) и «Сибирь». В Чите издавал с Н.Асеевым, С.Третьяковым и Н.
Чужаком журнал «Творчество», С октября 1920в Японии, написал там около 450 живописных произведений, в том числе картины «Бурлюк предсказывает своим друзьям поглощение Иокогамы разбушевавшимися волнами» и «Рыбаки Тихого океана». Вошел в группу японских футуристов, выпустил сборник стихотворений со своими иллюстрациями «Восхождение на Фудзи-сан» (Иокогама, 1921), печатался в местных газетах. Пребыванию в Японии Б. посвятил изданные в НьюЙорке книги «По Тихому океану: Из жизни современной Японии» (1925) и «Ошима. Японский Декамерон» (1927). В августе-сентябре 1922 переехал с семьей в США, где пропагандировал советский опыт, читая лекции в рабочих клубах, сотрудничая в коммунистических изданиях («Русский голос», «Йовый мир») и в газете «Новое русское слово». Член литературной группы «Серп и молот» и «Джон Рид-клуба». При участии Б. издавались сборники Кружка пролетарских писателей в Америке «В плену небоскребов», «Свирель собвея» (1924), «Красная стрела» (1932), альманах «Китоврас» (1924). Свою деятельность за границей Б. рассматривал как служение «моим братьям, рабочим и крестьянам Великой социалистической моей родины»; в то же время он настаивал на свободе творчества в искусстве. Широко использовал при этом апробированные еще в России формы выступлений «поэзоконцерты», «поэзобалы», диспуты, конкурсы поэтов. В 20-30-е выпустил в нью-йоркском издательстве Марии Бурлюк несколько сборников стихов и прозы, к 20летию футуризма теоретический труд «Энтелехизм: Теория. Критика. Стихи. Картины» (1930). Составил справочник «Русские художники в Америке» (1928), написал книги «Рерих: черты его жизни и творчества» (1930), «1/2 века: Россия-Америка-СССР. 1882-1932. К 50-летию со дня рождения» (1932), поэмы «Десятый Октябрь» (1927), «Горький» (1929), цикл рассказов «Колчаковщина» (1920-29). Как правило, в каждой книге Б. мозаично перемежались стихи, рисунки, теоретические статьи, воспоминания и т.д. Издавал в 1930-67 вместе с женой журнал «Цвет и рифма», в котором публиковал автобиографические материалы и воспоминания о В.Хлебникове (1952), П.Филонове (1954), В.Кандинском (1963). Среди живописных произведений Б., созданных за рубежом, портреты Н.Рериха, В.Ленина, Маяковского, жены, фантастические картины («Глаза», 1920: «Демоны», 1925: «Приход механического человека», 1927; «Судьба», «Время и поток Человечества»), картины «Рабочие» (1923-24), «Ленин и Толстой» (1930). Принимал участие во всех крупных выставках современного искусства в США, в Европе, в Австралии: в 40-х 60-х состоялось около 3 0 персональных выставок Б.
В 1931 картины Б. экспонировались в Москве, но в условиях наступления «социалистического реализма» советская критика одобрила лишь их тематику (изображение американских безработных), в целом же сочла творчество Б. продолжением «буржуазных традиций» дореволюционного авангарда. В связи с отказом официальных искусствоведов в СССР признать футуризм «искусством пролетариата» принял в 1930 американское гражданство и все чаще подчеркивал свою роль в развитии американского изобразительного искусства. Картины Б. приобретали крупнейшие музеи США, в том числе нью-йоркские музеи Метрополитен, Уитни, Бруклинский музей, Музей современного искусства и др. В последние годы жизни Б. работал в реалистической манере. В 1956 и 1965 посетил СССР. В музеях России, в том числе в Русском музее, Третьяковской галерее и Уфимском Художественном музее, находится около 200 работ Б. .