Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - чехов михаил александрович

Чехов михаил александрович

(16.8.1891, Петербург 1.10,1955, Лос-Анджелес, шт. Калифорния, США) артист, педагог, режиссер. Сын литератора Александра Павловича Ч. (старшего брата Антона Павловича Чехова) и Натальи Александровны Гольден, гувернантки старших детей отца.

Влияние отца, считавшего, что человеку все дозволено, было преимущественно отрицательным, несмотря на его разностороннюю одаренность. С детства Ч. проявлял интерес к литературе и театру, А.Чехов, заметивший его неординарность, писал в 1895 сестре М.Чеховой: «."Миша удивительный мальчик по интеллигентности. В его глазах блестит нервность.

Я думаю, что из него выйдет талантливый человек». До 1913 семья жила под Петербургом в Удельной. Учился в гимназии, в 1907 поступил в Театральную школу им.А.Суворина при театре Литературно-Художественного общества, по окончании которой в 1910 стал артистом этого театра. С 1910 по 1912 сыграл множество ролей в ничтожном репертуаре и приобрел взгляд на театр как учреждение развлекательное. Вел рассеянный образ жизни. Однако под влиянием матери увлекся ФДостоевским и самостоятельно подготовил сцену из романа «Преступление и наказание», играя Мармеладова, а также царя Федора из трагедии А.Толстого «Царь Федор Иоаннович» (играл царя Федора на утренних спектаклях театра и был замечен публикой как «молодое дарование»), Весной 1912 во время гастролей Московского Художественного театра (МХТ) в Петербурге был представлен КСтаниславскому и после прослушивания принят в МХТ. «Без всяких сомнений талантлив, обаятелен. Одна из настоящих надежд будущего», написал о нем Станиславский к концу первого сезона. В 1912-13 Ч. был занят в массовых сценах и эпизодах, введен на роли Васьки в «Нахлебнике» и Миши в «Провинциалке» Тургенева, играл Епиходова в «Вишневом саде» А.Чехова, но наиболее полно и интересно раскрылся в спектаклях 1 -и студии МХТ.

Сыгранные в 1913 роли Кобуса в «Гибели «Надежды» Г.Гейерманса и Фрибэ в «Празднике мира» Г.Гауптмана, в 1 9 14 Калеба в «Сверчке на печи» по Ч.Диккенсу, в 1915 фрезера в «Потопе» Ю,-Х.Бергера принесли актеру настоящую известность. Общение со Станиславским, Л.Сулержицким, Е.Вахтанговым заставило Ч. пересмотреть прежнее отношение к театру, изменило его нравственно.

В 1914 Ч. женился на О.К.Книппер, 27.8.1916 от этого брака родилась дочь Ольга (впоследствии известная актриса немецкого кино и театра), но в 1917 жена ушла от Ч. Это вызвало тяжелый кризис у Ч., он не играл до конца сезона 1917/18. В 1918 женился на Е.Зиллер. В том же году организовал у себя на квартире частную театральную школу (переданную в 1921 А.Гейрату); в ней учились М.Кнебель, И.Кудрявцев, В.Громов, В.Татаринов, Увлеченный системой Станиславского, Ч. посвятил ей статьи в журнале «Горн» (1919, № 2-3, 4). 29.3.1921 вышел на сцену 1-й студии в роли Эрика XIV в одноименной трагедии А.Стриндберга, поставленной Вахтанговым. Предметом осмысления актера и режиссера стала не тема власти, а тема человека; оказавшись между миром живых и миром мертвых, герой Ч. ушел добровольно из жизни. Параллельно Ч. работал во МХАТе со Станиславским над ролью Хлестакова. После премьеры «Ревизора» 8.10,1921 он стал первым актером Москвы.Ч. создавал образ «фитюльки», пустоты, которая, материализуясь, может обернуться кошмаром, напугать до того, что все тайное проявится и осветит окружающую жизнь. Создание в течение одного года двух таких разных по амплуа образов раскрыло многогранность таланта актера, его способность подняться не только до комического, но и до трагического гротеска. В 1921 Ч. познакомился с А.Белым, который оказал большое влияние на духовное развитие актера и приобщил его к антропософии, во многом определившей его новый нравственный облик.

После смерти Вахтангова, которого Ч. чрезвычайно уважал и считал единственно возможным руководителем 1-й студии, после очень удачных для Ч. гастролей 1-й студии за рубежом (1922) стал ее директором, Вл.Немирович-Данченко писал Станиславскому: «Чехов, между прочим, о чем-то замечтал, о каком-то особом, почти религиозном направлении театра и начал увлекать на это свою студию «довериться» ему вполне.

Я его поддерживал, даже не зная, чего он хочет, потому что от него, как от талантливого человека, можно все-таки больше ожидать, чем от работы более «серединных». Но способен ли он быть «вожаком»? Это у меня под большим сомнением». В 1924 Ч. было присвоено звание заслуженного артиста республики, и в том же году 1-я студия превратилась в театр МХАТ 2-й; 24 ноября он открылся спектаклем «Гамлет» с Ч. в заглавной роли. В 1925 Ч. сыграл Аблеуховастаршего в «Петербурге» А.Белого, в 1927 Муромского в «Деле» А.Сухово-Кобылина. Все три роли были неповторимы по выразительности и точности отражения времени. В Гамлете Ч. сыграл современного интеллигента, борющегося со злом мира и побеждающего своей духовной силой; в Аблеухове раскрывалась суть мертвого мира, владеющего миром живых: в Муромском сочеталось смешное и жалкое с трагическим («...Вы чудесны в роли Муромского, написал ему В.Мейерхольд. Поздравляю Вас с новой победой. И спектакль в целом превосходный спектакль»). В 1927 Ч. впервые снялся в кино («Человек из ресторана»). В 19 28 в издательстве «Academia» вышл книга Ч. «Путь актера» итог его деятельности в русском театре и свидетельство незаурядного литературного дарования. Летом 1928 уехал в Германию, где жили его бывшая жена и дочь, получив отпуск для изучения немецкой актерской техники. Действительной причиной отъезда был конфликт внутри МХАТа 2-го, а также преследования властями инакомыслящих театральных деятелей. Тем не менее Ч. не считал этот отъезд эмиграцией и долгие годы сохранял советское гражданство. Играл в театрах М.Рейнхардта в Вене Скида в «Артистах» Г.Уоттерса и А.Хопкинса (1928), в Берлине Юзика в «Юзике» по повести О.Дымова «Певец своей печали» (1929) и Князя в пьесе «Феа» ф.фон Унру (1930). Снимался в фильмах: «Тройка», «Глупец из-за любви», «Призрак счастья». В театре «Габима», гастролировавшем в Германии, поставил «Двенадцатую ночь» В.Шекспира (1930). В Берлине организовал из русских актеров-эмигрантов и учеников маленькую студию; готовил с ними спектакль «Гамлет», но серьезное искусство не интересовало Германию тех лет.

Предполагавшийся переезд в Прагу, о чем Ч. вел переговоры с президентом Чехословакии Т.Масариком, не состоялся, т.к.Ч. не хотел оставить своих студийцев. Ему предлагали вернуться на родину приезжавшие в разные годы в Берлин Станиславский, Мейерхольд, З.Райх. Однако, получив информацию, что в случае возвращения он будет арестован, Ч.

предпочел остаться за границей. В конце 1930 переехал в Париж. Дал ряд концертов, в которых выступал с монологами из «Гамлета» и инсценированными рассказами А.Чехова. В апреле 1931 провел двухнедельные гастроли в Риге, где с актерами театра Русской драмы играл Хлестакова в «Ревизоре».

С 1 июня три недели Ч. играл в парижском театре «Ателье» спектакли, подготовленные еще в Москве: «Эрик XIV», «Потоп», «Двенадцатая ночь», «Гамлет». Гастроли не принесли особой прибыли. Летом с актерами своей труппы подготовил новый спектакль «Дворец пробуждается», по пьесе, написанной им вместе с В.Громовым на мотивы русских народных сказок (Ч.

играл роль Ивана-царевича). Премьера состоялась 9.11,1931, однако успеха не имела. В феврале 1932 Ч. с женой и учениками Громовым и А.Даниловой переехал в Ригу: работал актером, ставил спектакли в Национальном театре («Эрик XIV», «Гамлет» и «Смерть Иоанна Грозного»), сыграв там заглавные роли по-русски: в театре Русской драмы «Двенадцатую ночь» и «Село Степанчиково» Ф.Достоевского, сыграв роли Мальволио и Фомы Опискина. Одновременно в Литовском государственном театре (Каунас) ставил «Гамлета» (1932), «Ревизора» (1933) и «Двенадцатую ночь» (1933).

О его постановке в Риге оперы Р.Вагнера «Парсифаль» газета «Часовой Латвии» писала: «На сцене Национальной оперы мы уже давно не видели столь тщательно, артистически серьезно отработанную, сценически блестяще воплощенную оперную постановку». В Прибалтике Ч. также много сил отдавал педагогике: в Риге создал театральную школу, вел циклы занятий и лекций для актеров в Сигулде, преподавал технику актерского мастерства в Литовском государственном театре.

Покинув Латвию после фашистского переворота, Ч. лечился в Италии, затем после гастролей в Париже и Брюсселе отправился в феврале 1935 с т.н. Пражской группой МХАТ в США. В Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне играл Хлестакова, Фрэзера, выступал в инсценированных рассказах А.Чехова, читал монологи из «Гамлета», «Преступления и наказания», «Смерти Иоанна Грозного», выступал с лекциями. По свидетельству Г.Жданова, американцы «сразу оценили актерский гений Ч.». Ему предложили вступить в качестве режиссера и педагога в «Груп-тиэтр», но Ч. отказался, т.к. осенью подписал контракт на работу в Англии. В Девоншире, недалеко от Тотнеса, в имении Элмхерстов, дочь которых Беатрис Стрейт заинтересовалась искусством русского актера и его педагогическим методом, ему была предоставлена возможность создать Театральную студию часть большого культурного центра. Ч. стремился воспитать здесь актера нового типа, что предполагало, помимо профессионального обучения, формирование нравственно полноценной личности, ответственной за влияние, оказываемое на зрителя. Было набрано 20 учеников, ив 1936 начались занятия по разработанной Ч. новой системе. Он практически прекратил свою актерскую деятельность, сосредоточившись на преподавательской работе. В декабре 1938 студия была переведена в Америку, в специально купленное для нее имение в Риджфилде; в начале 1939 преобразована в театр со школой при нем. Первый спектакль «Одержимый» («Бесы»), показанный 24.

10,1939 в Нью-Йорке на Бродвее, был создан по методу Ч., когда работа драматурга Г.Жданова велась параллельно с работой режиссера и актера (оформление М.Добужинского). Среди других спектаклей Ч. «Двенадцатая ночь», «Сверчок на печи», «Король Лир». Театр совершал гастрольные поездки по Америке. После распада театра в 1942, когда всех актеров забрали в армию, Ч.

поставил в ньюйоркской Новой опере «Сорочинскую ярмарку» М.Мусоргского. В 1944-45 в «Новом журнале» была опубликована книга воспоминаний Ч. «Жизнь и встречи». Повторяя в некоторой степени «Путь актера», книга освещала и годы пребывания в Западной Европе; воспоминания утратили прежнюю исповедальность, появилась ранее не свойственная Ч.

самоирония. Книга «О технике актера» (1946) стала результатом работы, начатой Ч. еще в России и систематизированной в Англии. В основе метода Ч. лежала система Станиславского, обогащенная талантом Вахтангова и практикой самого Ч. Он развил свое понимание роли «атмосферы», «фантазии», по-новому поставил вопрос о взаимоотношениях актера и образа, разработал понятия «психологический жест», «центр», Книга стала настольной для американских актеров. С начала 50-х Ч. писал «биографические повести» о А.Чехове, К. Станиславском и Вл. Немировиче-Данченко, раскрывая процесс творческого становления личности художника путем жертв и отказа от первоначального призвания. В 1942, когда Ч. остался без своего театра, С.Рахманинов, с которым он познакомился в 1929 в Париже, помог ему устроиться в Голливуд. Первая роль старый крестьянин в картине «Песнь о России»; снимался также в фильмах «В наше время» (1944), «Зачарованный» (1945), «Клянусь!» (1946), «Призрак розы» (1946), «Ирландская роза Эбби» (1946), «Приглашение» (1952), «Рапсодия» (1952). Хотя эта работа и не удовлетворяла Ч. за роль доктора Брулова в кинофильме «Зачарованный», исполнение которой, по отзыву критика, «было поистине сенсацией», он получил премию и медаль Общества театральной кассы «Голубая лента». Давал уроки актерам Голливуда, среди его учеников Мерилин Монро, Грегори Пек, Юл Бринер, Херт Хатфилд. Читал циклы лекций по мастерству актера («Характер и характерность», «О многоплановости актерской игры», «О чувстве ансамбля», «О любви в нашей профессии», «О пяти принципах внутренней актерской техники», «О пяти великих русских режиссерах»). В 1946 работал с актерами голливудского Лабораторного театра над «Ревизором»; пресса отметила: «Постановка Михаила Чехова придала пьесе характер гротеска, и это впечатляет. Режиссура гениальна». Влияние Ч. на американский театр гораздо более значительно, чем на русский, его имя получило мировую известность после того, как стало известно в Америке. На Западе Ч. сумел осуществить свою мечту об особом нравственно-художественном театре, но он сохранял духовную связь с Россией. Во время 2-й мировой войны давал концерты в пользу Красного Креста, направлявшего собранные средства в СССР. Увидев в 1945 кинофильм С.Эйзенштейна «Иван Грозный», обратился к участникам этой работы с письмом, в котором подробно ее разбирал и давал множество профессиональных советов. В переписке Ч. последних лет не раз упоминались Станиславский, МХАТ, Россия, Москва. Долгие годы страдал болезнью сердца, умер скоропостижно. Урна с прахом артиста похоронена на кладбище Форест Лаун Мемориел, в Голливуде. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое чехов михаил александрович
Значение слова чехов михаил александрович
Что означает чехов михаил александрович
Толкование слова чехов михаил александрович
Определение термина чехов михаил александрович
chehov mihail aleksandrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):