Исторический словарь - черкасский владимир александрович
Черкасский владимир александрович
В 1850 г. он женился на княжне Васильчиковой и начал жить по зимам в Москве. В эти годы Черкасский сближается с славянофилами; славянофильские взгляды, не чуждые Черкасскому и в студенческие годы, теперь оказывают решительное влияние на склад его мировоззрения. Совершенно чуждый религиозным основам славянофильской теории, Черкасский не может быть всецело причислен к славянофилам: он сходился с ними только в практических вопросах.
Крестьянский вопрос был постоянным предметом обсуждений (1850 1851) в славянофильском кружке, и князь Черкасский принимал в них деятельное участие. Во втором, не пропущенном цензурой томе "Московского Сборника", должна была появиться статья Черкасского: "Юрьев день" переработка его студенческой работы. Особенно вредной была признана именно эта статья, и Черкасский, подобно другими участникам, подвергся ограничению в правах печатания и полицейскому надзору. Эти ограничения были сняты только в новое царствование. С основанием "Русской Беседы" Черкасский принял живое участие в ее редакции.Для первой книжки он дал "Обозрение политических событий в Европе за 1855 г."; во второй появились его статьи: "О сочинениях Монталамбера и Токвиля" и "Тройственный союз". В начале 1857 г. Черкасский представил правительству свой труд: "О лучших средствах к постепенному исходу из крепостного состояния". По странной случайности, до самого последнего времени, Черкасскому приписывался проект другого лица, выставляющий автора в неблагоприятном освещении.
Труд, действительно принадлежащий Черкасскому, напечатан в 1901 г. и представляет замечательный трактат по крестьянскому вопросу. Интересен, между прочим, следующий вывод: "правительство отнюдь не должно увлекаться односторонним воззрением на дело и страшиться отпущения на волю двух или трех миллионов жителей без земли, так как крепостной труд, в свое время достаточный, недостаточен для быстро развивающегося общества, и современный ход русской промышленности, не только фабричной, но и земледельческой, настоятельно начинает требовать образования массы свободного труда, способного по зову нужд частных и общественных свободно передвигаться с места на место, как ясно доказала это и настоящая война". В 1857 г. Черкасский уехал за границу; в Риме он сблизился с баронессой Раден (см.) и был представлен великой княгине Елене Павловне , для которой написал две обширные записки "о главных и существеннейших условиях успеха нового положения". Когда в конце 1857 г. крестьянское дело вступило в новый фазис, Черкасский поспешил в Россию. С этого времени возникает энергичная и напряженная деятельность Черкасского по разрешению крестьянского вопроса, снискавшая ему всеобщую известность. Началась она в тульском губернском комитете. Стоя во главе меньшинства, защищавшего наделение крестьян землей, Черкасский вынес упорную борьбу со своими консервативными противниками. Своими резкими и язвительными речами он возбудил против себя ретроградное большинство, поставившее даже вопрос об исключении его из числа тульских дворян. В эту пору в № 9 "Сельского Благоустройства" появилась статья Черкасского: "Некоторые черты будущего сельского управления", наделавшая много шуму и вызвавшая враждебное отношение к Черкасскому в либеральной печати: Черкасский в будущей сельской общине освобожденных оставлял за дворянином-владельцем право телесного наказания крестьян (до 18 розог). Вообще нужно иметь в виду, что Черкасский во многом оставался верен воззрениям, сложившимся у него на почве административно-помещичьей практики. В своем проекте сельской общины Черкасский предоставляет дворянству преимущественное право местного наблюдения за интересами сельского сословия и местного суда над ним, право опеки и надзора. По окончании работы в губернском комитете, Черкасский был вместе с Ю.Ф. Самариным приглашен в качестве члена-эксперта в комиссию для составления положений о крестьянах (1858 1861). Здесь, вместе с Самариным и Н. Милютиным , он защищал прогрессивное проведение крестьянской реформы. По объявлении воли, Черкасский уехал из Санкт-Петербурга и в Веневском уезде занял должность мирового посредника (1861 1863). Когда император Александр II поручил Н. Милютину дело внутреннего устройства Польского края после мятежа, Милютин, с Высочайшего разрешения, пригласил к себе в помощники, как частных, неофициальных лиц, Черкасского и Самарина. Результатом их совместных трудов было Положение 19 февраля 1864 г., наделявшее землей польских крестьян. По настоянию Милютина, Черкасский вступил на службу и был назначен главным директором правительственной комиссии внутренних дел. В этой должности Черкасский развернул способности искусного администратора: вместе с Милютиным он проводил новую систему отношений правительства к Польше, состоявшую в освобождении крестьянства из-под власти шляхты и в ослаблении политического значения римско-католического духовенства. С удалением Н. Милютина от дел Черкасский не пожелал оставаться в Варшаве и прекратил свою деятельность (1866). Два года спустя он принял звание московского городского головы. Он был одним из главнейших деятелей при составлении и обсуждении Высочайше дарованного в 1870 г. Городового положения. По его инициативе московская дума, по случаю объявления самостоятельности действий России на Черном море (ограниченной Парижским трактатом) и введения всеобщей воинской повинности (1870), подала всеподданнейший адрес, который министр внутренних дел не нашел возможным представить Государю и о котором министр императорского двора отозвался, как о составленном "в неуместной и неприличной форме". В этом адресе было следующее обращение: "Никто не стяжал таких прав на благодарность народа, как вы, государь, и никому не платит народ такой горячей привязанностью. От вас принял он дар и в вас же самих продолжает он видеть надежнейшего стража усвоенных им вольностей, ставших для него отныне хлебом насущным. От вас одних ожидает он завершения ваших благих начинаний и первее всего простора мнению и печатному слову, без которого никнет дух народный и нет места искренности и правде в его отношениях к власти; свободы церковной, без которой недействительна и сама проповедь; наконец, свободы верующей совести этого драгоценнейшего из сокровищ души человеческой. Государь, дела внешние и внутренние связуются неразрывно. Залог успеха в области внешней лежит в той силе народного самосознания и самоуважения, которую вносить государство во все отправления своей жизни. Только неуклонным служением началу народности укрепляется государственный организм, стягиваются с ним его окраины и создается то единство, которое было неизменным историческим заветом ваших и наших предков и постоянным знаменем Москвы от начала ее существования". Вскоре князь Черкасский сложил с себя звание головы и надолго закрыл себе путь к высшим административным должностям. В бездействии провел он несколько лет; путешествовал по Европе, где завязал знакомства с выдающимися государственными людьми. Русско-турецкая война снова призвала его к деятельности. Он взял на себя обязанности уполномоченного при действующей армии от центрального управления Общества Красного Креста.Затем на его долю выпало устройство гражданской части в Болгарии. Черкасский весьма искусно справился с этой задачей: он дал широкий простор самоуправлению сельскому, городскому и земскому. Особенность введенного им гражданского управления та, что оно не связано с определенной политической формой быта. Деятельность князя Черкасского в Болгарии еще ждет своей оценки.
Переутомленный чрезмерной деятельностью, Черкасский скончался в день подписания Сан-Стефанского трактата, в годовщину освобождения крестьян 19 февраля 1878 г. См. "Князь Черкасский, его речи, политические статьи, воспоминания о нем" (М., 1879); княгиня О. Трубецкая "Материалы для биографии князя В.А. Черкасского" (том I, книга 1); "Князь Черкасский и его участие в разрешении крестьянского вопроса" (М., 1901); "Князь Черкасский в Болгарии" в "Русской Старине". .