Исторический словарь - данилова александра дионисьевна
Данилова александра дионисьевна
РимскогоКорсакова, главные партии в «Оде» на муз, Н.Набокова, «Чимарозиане» на муз.Д.Чимарозы в оркестровке О.Респиги, «Волшебной лавке» на муз. Дж.Россини в оркестровке и аранжировке Респиги, «Треуголке» М. де Фальи); Баланчина, с которым ее связывали в 1925-28 близкие отношения (была первой исполнительницей партий в его балетах «Барабо» В.
Риети 1925, «Пастораль» Ж.Орика, Сказочная королева в пантомиме «Триумф Нептуна» Дж.Бернерса, главная партия в «Чертике из табакерки» Э.Сати все три 1926; Терпсихора в «Аполлоне Мусагете» Стравинского 1928; Служанка в «Богах-попрошайках» на муз. Г.Генделя 1929; танцы в опере «Турандот» Дж.Пуччини, постановка Оперного театра Монте-Карло). Последняя партия, исполненная Д. в «Русском балете» Дягилева Аврора в «Свадьбе Авроры» (Лондон, 1929). Три сезона после смерти Дягилева (1929) трудное время для Д. Она не имела постоянной работы, кроме случайных и редких приглашений различных, в основном, французских трупп (в том числе солистка балета Оперного театра Монте-Карло, в 1931 танцевала в лондонском театре «Alhambra» в оперетте «Венские вальсы» И.Штрауса). Однако она продолжала совершенствовать свое мастерство (с известным педагогом Л.Егоровой). Ее упорство было вознаграждено, ив 1933 (до 1937, кроме сезона 1934, когда Д. танцевала в оперетте «Большой вальс» в нью-йоркском «City Center») она балерина в «Ballet Russe de Monte Carlo», после раздела которого в 1936 осталась в «Ballet de Monte Carlo» под дирекцией Р.
Блюма, выступая в своих прежних ролях и с особым успехом в деми-характерных партиях в балетах Мясина, который высоко ценил комедийное дарование Д,, сверкающую виртуозность ее танца: в партии Уличной танцовщицы («Волшебная лавка») и в одной из самых любимых и блестящих своих ролей Продавщицы перчаток («Парижское веселье» на муз.
Ж.Оффенбаха). В 1933 Мясин создал для Д. сольную партию в балете «Хореартиум» на музыку И.Брамса. В 1938-51 Д. прима-балерина в труппе «Ballet Russe de Monte Carlo» под руководством С.Денема. Во время войны 1939-45 гастролировала вместе с труппой в США и решила остаться там (в 1946 получила американское гражданство).Мясин, бывший главным балетмейстером труппы, создал для нее в 1939 главную партию в «Испанском каприччио» на музыку Римского-Корсакова (балет снят в Голливуде под названием «Испанская фиеста», 1941), в 1940 чеканно-виртуозную вариацию в дивертисменте «Вена 1814» (на муз. Бебера), в 1941партию Девушки в «Саратоге» Я.Вайнбергера. В этих балетах Мясин выступал вместе с ней.
В 1939 английский балетмейстер Ф.Аштон поставил для Д. «Забавы дьявола» («Праздник дьявола» на муз.Н.Паганини в аранжировке В.Томмазини). Д. танцевала также классические партии: Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Аврору в «Спящей красавице», Раймонду (3-й акт, который поставила совм. с Баланчиным). С тех пор творческие контакты с Баланчиным не прерывались до самой смерти балетмейстера в 1983.
Для нее Баланчин поставил «Концертные танцы» (комп, Стравинский), новую версию «Моцартианы» (вариации Чайковского на темы В.А.Моцарта), партию Сомнамбулы в балете «Ночная тень» (на муз.В.Беллини в аранжировке В.Томмазини), которая, по признанию самой балерины, стала одной из ключевых для нее. Создала также партию Весны в «Снегурочке» (на муз.
Римского-Корсакова) и главную партию в «Концерте Шопена» обе поставлены Б.Нижинской. Этот период вершина карьеры Д., ставшей одной из наиболее популярных и знаменитых танцовщиц своего времени. Все достоинства артистки, отмеченные еще в пору ее выступлений в России, выкристаллизовались в совершенную форму. Ее внешние данные великолепная осанка, грация и прекрасной формы ноги, изящная посадка головы, ее неотразимый шарм и блеск, элегантность и блистательная техника, чистота русского академизма и безукоризненный вкус, чувство стиля и полная самоотдача на сцене снискали ей любовь публики и почитание критиков.Д. пользовалась заслуженной славой и как носительница академических традиций русской школы, и как исполнительница наиболее известных произведений новой хореографии.Д. покоряла зрителей женственностью и величавостью в Одетте, тонким чувством комедии в Сванильде, искрящимся весельем в Уличной танцовщице, элегантностью в Авроре, В 1949 Д.
вместе со своим постоянным партнером Ф.франклином выступала в Лондоне в «Sadlers Wells Ballet» (в «Жизели», «Коппелии», «Волшебной лавке»), В 1951 она покинула «Ballet Russe de Monte Carlo», в последний раз выступив в «Парижском веселье». В 1952 и 1955 танцевала в лондонском «Festival Ballet», где З.Зорин в расчете на ее дарование поставил комедийный балет «Мадмуазель Фифи».
В 1952-54 выступала в труппе М.Словенской-Ф.Франклина, в 1954 сформировала собственную маленькую (из 4-х человек) труппу «Великие мгновения балета», ставя своей целью посещение тех городков, до которых не добирались более крупные коллективы, В репертуаре pas de deux и вариации из классических балетов и постановок Баланчина. С этой труппой она объездила США, Канаду, Латинскую Америку, Филиппины и др.
страны, закончив выступления в Токио в 1957. В 1957 танцевала в «Ballet Russe de Monte Carlo» в Нью-Йорке. Ее последнее выступление в качестве классической танцовщицы состоялось на сцене «Metropolitan Opera» в 1959. После ухода со сцены деятельность Д. весьма разнообразна: она выступала в бродвейских постановках мюзиклов; впервые в «Норвежских песнях» (1944, пост. Баланчина), затем «О, капитан!» (1958), ставила танцы и балетные сцены в оперных спектаклях «Metropolitan Opera» («Джоконда» А.Понкьелли, «Борис Годунов» М,Мусоргского, «Цыганский барон» Оффенбаха и др.). В 1971 еще раз появилась на балетной сцене в пантомимной роли Королевы («Свадьба Авроры» в Лондонском театре «Coliseum»), произведя невиданный фурор. Снялась в драматической роли в художественном фильме «Точка возврата» (1976), ездила по США с лекциями о русском балете. Но основной сферой приложения ее сил стала педагогическая деятельность. Сначала (с 1958)-в частной студии Ф.Ленского (Нью-Йорк), позже по приглашению Баланчина начала вести занятия по изучению классических вариаций в Школе «American Ballet». С 1964 там же преподавала классический танец, ставила с учащимися фрагменты из классических русских балетов. Воспитанница петербургской академической школы, Д. как танцовщица и в эмиграции продолжала совершенствовать свое мастерство в тех же традициях у Чекетти, Н.Легата, Егоровой, Преображенской, М.Кшесинской. И их опыт лег в основу ее собственной методы преподавания, Легендарная балерина, одна из блистательнейших звезд балета XX в., Д, прививала традиции русской школы американскому балету. Требуя чистоты, тщательности отделки и завершенности исполнения, она учила вместе с тем не форсировать движение, стремясь к мягкости и кантиле танца, а в классе по изучению наследия обращая особое внимание на стиль и манеру, побуждая своих учеников к расширению культурного кругозора. В 1989 решила отойти от преподавательской деятельности, но продолжала работать репетитором. Еще в 1946 Д. занялась постановочной работой, перенося на сцены западных театров классические русские балеты: впервые вместе с Баланчиным «Раймонду» в «Ballet Russe de Monte Carlo», затем там же «Пахиту» (1949), в 1961 «Коппелию» в «La Scala» (Милан), в 1972«Шопениану», в 1974 «Коппелию» (с Баланчиным) оба в «New York City Ballet», в 1975 «Павильон Армиды» для вечера в честь В.Нижинского в Гамбурге, в 19762-й акт «Лебединого озера» в Гамбурге для спектакля Дж.Ноймайера и др. В 1989 президент США Дж.Буш вручил ей медаль Центра Кеннеди за совершенство в танцевальном искусстве. В 1991 Американская Ассоциация балетных критиков устроила цикл семинаров, посвященных творчеству Д. О ней создан фильм «Размышление балерины. Александра Данилова, прима-балерина assoluta». Д. автор мемуаров («Choura. Memoire of Alexandra Danilova». New York, 1986). .