Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - данзас юлия николаевна

Данзас юлия николаевна

(псевд. Наш, Юрий Николаев) (1879, Афины 1942) философ, историк. Родилась в семье дипломата, секретаря русской миссии в Афинах Н.К.Данзаса потомка К.Данзаса, лицейского товарища А-Пушкина, секунданта на его дуэли с Дантесом; мать Д. гречанка (урожд. Аргиропуло), происходила от византийских императоров. В молодости Д. была статс-фрейлиной императрицы Александры Федоровны. Окончила Сорбонну, доктор философии. Испытала влияние А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, затем увлеклась теософией; входила в масонский орден мартинистов. Сотрудничала в газете «Окраины России» (1909-11), участвовала в сборнике «Запросы мысли» (СПб., 1908), в 1913 опубликовала книгу о гностиках «В поисках божества». Интересовалась хлыстовством. В 191314 познакомилась с М.Горьким, который читал ее книгу и впоследствии уделил много места этой теме в романе «Жизнь Клима Самгина»; предполагается, что Д. явилась одним из прототипов Марины Зотовой (сама Д. считала роман свидетельством творческого бессилия Горького в последний период его жизни). Во время 1-й мировой войны вступила в действующую армию, служила в Уральском казачьем полку. С 1917 профессор Петроградского университета. В марте 1920 назначена заведующей Домом ученых, созданным в Петрограде по инициативе Горького; вспоминала в эмиграции, как Горький «делал все возможное, чтобы спасти остатки русской культуры: музеи, научные учреждения, но особенно человеческие жизни... Сколь многих защищал он, часто на свой страх и риск, от великих князей до нищих священников». В Доме ученых Д. познакомилась с учеником Вл.Соловьева, экзархом русских католиков Л.Федоровым, порвала с теософией и перешла в католичество, а в 1923 стала монахиней.

Вслед за Федоровым арестована 14,11.1923 в ходе развернувшейся антирелигиозной кампании и приговорена к Югодам заключения. Отбывала его в сибирских тюрьмах ис 1929-на Соловках. Печаталась в журнале «Соловецкие острова». В результате усилий Горького, видевшего ее во время посещения Соловецкого лагеря в июне 1929, Д. была освобождена досрочно, в январе 1932.

Жила в Ленинграде, получала при посредстве Горького заказы на переводы, в том числе от издательства «Academia»; он же после встречи с ней в Москве добился разрешения на выезд Д, в Берлин к брату (янв. 1933). В биографической статье-отклике Д. на смерть Горького (1936) анализ противоречий в его жизни и творчестве и суровая оценка его роли в Советском Союзе соединяется с уверенностью в том, что, когда рассеются «облака официального фимиама», «снова обнаружится живой человек, гораздо более простой, иногда озадачивающий, но и более привлекательный», За границей Д. организовала советологический центр «Истина», издавала журнал «Russie et Chretiente». В 1935 опубликовала воспоминания о «красной каторге» («Bagne rouge. Souvenirs dune prisoniere an pays des Soviets»). Пыталась осмыслить историю России с позиций католицизма. Утверждала в своих философских работах, что русское православие пронизано религиозным дуализмом. Источниками гностического влияния на новейшую религиозно-философскую мысль в России были, по ее мнению, древнерусская иконография и зодчество, а также западноевропейские мистики Я.

Бёме и Д.Пордедж, влияние которых привело Вл.Соловьева к оккультизму и неоплатонизму. Критиковала с этой точки зрения С.Булгакова и др. эмигрантских богословов сторонников «софианства», находила «неогностицизм» у С.Трубецкого, Н.Бердяева и особенно у П.Флоренского; соглашалась с осуждением в 1935 «софианства» местоблюстителем патриаршего престола Сергием и архиерейским собором Русской православной зарубежной церкви в Карловцах (Югославия).

Бердяев назвал точку зрения Д. «провинциально-католической», свидетельствующей о непонимании оригинальности русской религиозной философии конца XIX начала XX вв. и граничащей с обскурантизмом. В 1941 опубликовала в Риме работу, посвященную критике марксизма («Католическое Богопознание и марксистское безбожие»). Ее последняя книга об императрице Александре Федоровне («Limperatrice tragica е il suo tempo». Верона, 1942). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое данзас юлия николаевна
Значение слова данзас юлия николаевна
Что означает данзас юлия николаевна
Толкование слова данзас юлия николаевна
Определение термина данзас юлия николаевна
danzas yuliya nikolaevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):