Исторический словарь - добровейн исай александрович
Добровейн исай александрович
Напротив, все это исполнение дышит талантливостью, от первой до последней ноты». Критики единодушно отмечали основную черту дарования пианиста «его мягкий, немного меланхолического оттенка лиризм». Те же особенности отличали и произведения Д.-композитора (сочинять он начал еще в стенах консерватории): «Композиторское дарование г.
Добровейна чрезвычайно искренно, определенно элегично..., к положительным сторонам этого дарования следует отнести общую его культурность и хорошую пианистичность изложения». Стилистически музыка Д. находилась под влиянием творчества раннего А.Скрябина. Однако, по свидетельству многих современников, ей присущи были «известное однообразие», «слишком узкий круг настроений и даже средств». Впрочем, сочинения Д. пользовались в свое время успехом. Например, написанный в 1925 фортепианный концерт исполняли, помимо автора, известные пианистки Ф.Нэш и М.Тальяферо. Всего в наследии музыканта около 20 опусов, среди которых мелкие фортепианные пьесы, баллады, сонаты, романсы. В 1917-21 он преподавал фортепиано в Московском филармоническом училище. Поворотным моментом в жизни Д. стало его участие в постановке «Сказок Гофмана» Ж.Оффенбаха на сцене театра-студии Ф.Комиссаржевского в Москве в 1919. Артист впервые встал тогда за дирижерский пульт. С радостью встретил он предложение дирижировать оперными спектаклями Большого театра «Севильским цирюльником» Д.Россини и «Борисом Годуновым» М.Мусоргского (дважды дирижировал этим спектаклем с участием Ф.Шаляпина). Однако новых постановок ему не поручали. К тому же отношения с администрацией театра оставляли желать лучшего, и контракт с Д. на сезон 1922/23 не был возобновлен. В мае 1922 Д. уехал в Германию. Фриц Буш, дирижер Дрезденской государственной оперы, привлек его в качестве главного консультанта постановки «Бориса Годунова», а затем Д. был назначен и дирижером оперы. Этот спектакль, премьера которого состоялась 23.2.1923, стал для Германии подлинным открытием творения Мусоргского.Д. удалось преодолеть трудности восприятия русского исторического материала немецкой публикой. Пресса с восторгом отзывалась о новом сценическом прочтении оперы: «До сих пор казалось большой смелостью ставить «Бориса Годунова» без Шаляпина, но в Дрезденской опере появилась другая величина, которая сделала это возможным, молодой русский режиссердирижер с гениальным всевидящим глазом, всеслышащим ухом подгоняющая, созидающая, всеохватывающая сила этого представления». Опера обрела неслыханную популярность за два последующих сезона она была поставлена в 11 театрах Германии. Секрет успеха лежал в новых принципах синтетического оперного спектакля, осуществлять которые начал Д.В статье, опубликованной в берлинском «Бёрзенкурир» в 1923, он следующим образом формулировал свой взгляд на оперную постановку: «Необходимо воспитать дирижера и режиссера в одном и том же лице, и только при такой единоличной диктатуре возможно цельное и законченное оперное представление». Работая над «Борисом», Д. сам занимался со всеми участниками спектакля солистами, хором, художниками, декораторами, читал им целые лекции по русской истории и культуре.
Впоследствии, ставя оперы на крупнейших сценах мира, он продолжал руководствоваться теми же принципами. Успех «Бориса Годунова» принес Д. известность и новые ангажементы. В 1923 состоялся его дебют в Лейпциге в качестве симфонического дирижера, в 1924 он получил штатное место дирижера в Берлинской народной опере и в Дрезденском филармоническом оркестре. В сезоне 1927/28 Д. работал в Софийской опере, затем с симфоническим оркестром во Франкфурте-на-Майне. Он получил постоянный ангажемент как концертный дирижер и в США (Сан-Франциско), часто посещал Венгрию и Италию. Семья Д. жила в Дрездене, туда музыкант возвращался в промежутках между гастролями. Лето все вместе проводили в деревне на берегу Боденского озера; Д. изучал партитуры, готовясь к новому сезону и отдыхал с удочками страсть к рыбалке сохранилась у него с детских лет, проведенных на Волге. После прихода в Германии к власти нацистов Добровейны переехали в Осло: еще в 1929 артист получил норвежское гражданство. В годы 2-й мировой войны Д. нашел прибежище в Швеции: в 1939 работал с оркестром Гётеборга, в 1941 -в Королевской опере Стокгольма. В послевоенные годы Д. работал с Лондонским оркестром «Philharmonia» и с театром «La Scala» в Милане, где он выступал как концертный дирижер и фактически являлся главным дирижером русского репертуара. Дебют Д. в «La Scala» состоялся 11.5.1948 в концертной программе Пятая симфония Бетховена и «Поэма экстаза» Скрябина. Первый спектакль «Хованщина» Мусоргского (9.2.1949) с участием выдающихся басов Н.Росси-Лемени и Б.Христова. Следующая постановка «Борис Годунов» с Б.Христовым в заглавной роли и А.Веселовским в роли Шуйского (сезон 1949/50). Еще две оперы были поставлены Д. как дирижером и как режиссером: «Сказание о невидимом граде Китеже» Н.Римского-Корсакова и «Князь Игорь» А.Бородина (1951). Д. дирижировал в «La Scala» и балетами («Лебединое озеро» П.Чайковского, «Любовь-волшебница» М. де фальи, «Жар-птица» И.
Стравинского в сезоне 1949/50), и крупными ораториальными произведениями («Страсти по Матфею» И.С.Баха и «Юдифь» А.0неггера), Плодотворным было сотрудничество в «La Scala» Д. с художником Н.Бенуа. Главнейшими исполнительскими достижениями Д. стали произведения русских композиторов. За 30 лет работы на Западе он осуществил в общей сложности 17 постановок 7 опер: «Борис Годунов», «Хованщина», «Князь Игорь», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже».
Под управлением Д. состоялись концертные исполнения «Золотого петушка» Римского-Корсакова в Турине и Брюсселе и «Китежа» в Лондоне.Д. выступал и в чисто режиссерском амплуа, поставив в Берлине «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского и «Соловья» Стравинского, и как дирижер в «Лебедином озере» Чайковского, балете «Шехеразада» по Римскому-Корсакову, «Жар-птице» и «Петрушке» Стравинского.
Работал Д. и над операми современных западных композиторов, проведя премьеры «Кордильяка» П.Хиндемита и «Раскольникова» Г.Зутермейстера. К числу подлинных шедевров Д.-интепретатора принадлежат его трактовки сочинений Бетховена и русских композиторов от М.Глинки до С.Прокофьева. Особенно впечатляли сыгранные под его руководством Пятая и Шестая симфонии Чайковского и «Поэма экстаза» Скрябина.
На концертах дирижера нередко звучала музыка Д.Шостаковича (в том числе Первая, Седьмая и Девятая симфонии), А.Хачатуряна. Высочайшая и разносторонняя культура, совершенное владение оркестром, яркий артистический темперамент эти черты выдвинули Д.в ряд самых выдающихся дирижеров 1-й половины XX в. Все свои концертные программы Д,, обладавший феноменальной музыкальной памятью, проводил наизусть, без партитуры, за исключением исполнений аккомпанементов. Д. много записывался на пластинки, в том числе с известными солистами Губерманом (скрипичные концерты Баха и Моцарта), пианистами Соломоном (Первый концерт Чайковского и Второй концерт Брамса), А.
Шнабелем (Второй, Третий и Четвертый концерты Бетховена). Н.Метнер записал с Д. свои Второй и Третий концерты. Среди симфонических произведений, записанных Д., выделяются Четвертая симфония, Струнная серенада и «Франческа да Римини» Чайковского, «Богатырская симфония» Бородина (одно из лучших исполнений в грамзаписи). К числу бесспорных шедевров мировой фонографии относится запись «Бориса Годунова» с оркестром Французского национального радио и «Русским хором» (его основу составил хор русского православного собора Св.Александра Невского руководитель П.Спасский, басовые партии исполнил Б.Христов), Внешняя сторона жизни Д, складывалась благополучно, однако он болезненно переживал разлуку с родиной. Многое в окружающем его мире было для него неприемлемо, на склоне лет он писал: «Сейчас жизнь моя (если это можно назвать жизнью!) протекает в воспоминаниях. Это убежище, единственное, которое Дает мне отраду и подкрепление. Настоящее тяжело, будущее пугает...» Понимание и поддержку он находил в семье и в кругу друзей, среди которых Метнер, Шаляпин, С.Рахманинов, Ф.Нансен, М.Горький (его музыкант знал с детства, еще по Нижнему Новгороду). Но главной отрадой в жизни Д, всегда оставалось искусство, «Музыка моя все такая же, писал он в преклонные годы, и в ней чувствую я себя моложе и радостнее, чем когдалибо». .