Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - экстер александра александровна

Экстер александра александровна

(6.1.1882, Белосток, Гродненской губ. 17.3.1949, фонтене-о-Роз, Франция) живописец, тетральный художник, педагог. Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6). В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н.Экстера. Приехав в 1907 впервые в Париж, несколько месяцев посещала Академию Гранд Шомьер; познакомилась с П.Пикассо, Ж.Браком, Г.Аполлинером, М.Жакобом, Ф.Леже. В 1908-14 жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, где имела мастерскую, путешествовала с мужем по Италии и Швейцарии. От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж.Сёра и П.Синьяка, перешла к манере, близкой В.Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я.Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности.

Наряду с новейшей французской живописью опиралась на традицию украинского народного искусства, прежде всего в фактурноцветовом содержании своих работ. Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В.Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), «№ 4» (1914), «Трамвай «» (1915), «Магазин» (1916).

Дружила с Д.Бурлюком, М.Ларионовым, Н.Гончаровой и др. левыми художниками, но, как вспоминал А.Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов». Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А.Архипенко, О.Розановой и др.), Познакомившись с А.Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с «колоссальным творческим напором» (В.Мухина) спектаклей «Фамира Кифаред» И.

Анненского (1916) и «Саломея» О.Уайльда (1917). По словам А.Эфроса, первый из них явился «торжественным парадом кубизма», второй, как писала А.Коонен, одной из лучших работ Э. «по экспрессии, темпераменту, по чувству формы»; изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э. создавали живописную атмосферу, «которой дышало развитие пьесы» (Эфрос).

В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе. После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г.Некрасова. В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А,Родченко, Л.Поповой, А.Весниным и В.Степановой в выставке «5х5=25» (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии. Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что «ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка». Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре «Ромео и Джульетты» (1921); как писал Эфрос, причиной «проигрыша» спектакля явилось то, что декорации Э.

были «слишком хороши, вернее роскошны», «ее исконное неистовство... здесь разгулялось». Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э. «Дама-невидимка» П.Кальдерона, «Интермедии» М.Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А.Сухово-Кобылина и др.

В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д.Смолина, но А.Луначарский раскритиковал ее работу. Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я.Протазанова (1923). Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923).

Много времени уделяла все эти годы преподаванию в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А.Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910), из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П.

Челищев, Н.Шифрин, И.Рабинович, А.Тышлер. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы. В декабре того же года поселилась с мужем в Париже, с 1930 жила в парижском пригороде фонтене-о-Роз, В 1925-30 преподавала в Академии современного искусства Ф.

Леже и А.0занфана и в собственной студии: читала лекции по сценографии и конструированию театрального костюма, вела мастерскую композиции, теории цвета и художественной промышленности, требуя от учеников знания классической литературы от античности до А.Рембо и посещения, наряду с Лувром, индустриальных выставок. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б.

Нижинской в Лондоне (1925) и Э.Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. В 1930 в Париже вышел альбом театральных декораций Э. с предисловием Таирова, отметившего ее возросшее мастерство и постоянно обновляющееся творческое воображение. В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937). О парижской выставке режиссер Г.Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы»; оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей». Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938). С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. В 1945 умер Г.Некрасов. До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В.Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех..., но в ...пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были...» Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С.Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971); мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое экстер александра александровна
Значение слова экстер александра александровна
Что означает экстер александра александровна
Толкование слова экстер александра александровна
Определение термина экстер александра александровна
ekster aleksandra aleksandrovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):