Исторический словарь - фунани и ченлы цари
Фунани и ченлы цари
Царские династии, правившие в царствах Фунань и Ченла (Камбоджи) в первые восемь веков после Рождества Христова. Древнейшее, докхмерское, государство Фунань сложилось на территории Камбоджи в дельте Меконга в конце I в. История его известна нам почти исключительно из китайских хроник и поэтому очень фрагментарна. Столицей Фунани в течение некоторого времени была Вьядхапура "город охотников", располагавшийся в современной камбоджийской провинции Прей-Венг. Первоначальное население страны было родственно индонезийцам и говорило на докхмерском языке австроазийской группы. Согласно рассказу китайского путешественника III в. Кан Тая, основателем царства Фунань был индийский брахман Каундинья, женившийся на местной правительнице Лю-е. Их потомство образовало первую династию фунаньских царей. Примерно через полвека после смерти Каундиньи царем Фунани стал его внук (или правнук) Хунь Паньхуан. Он правил более пятидесяти лет и скончался в возрасте 90 лет. При нем границы царства значительно расширились. Ему наследовал сын Хунь Паньпань, передавший бразды правления великому военачальнику Фань Шиманю. Через три года он умер, и Фань Шимань сделался царем. Тот же Кан Тай писал о нем: "Фань Шимань был храбрый и способный. Он стал нападать на соседние царства и подчинять их. Все признали себя его вассалами. Он принял титул великого царя (императора) Фунани. Затем он построил большие суда, пересек обширный океан и завоевал более десяти царств? Таким образом, он расширил свою территорию на 5-6 тысяч ли (более чем на 2500 км)". После смерти Фань Шиманя его племянник Фань Чжан убил законного наследника Фань Цзиньшэна, захватил престол и правил около 20 лет. К этому времени подрос младший сын Фань Шиманя, Фань Чан. Около 240 г. он поднял восстание и убил Фань Чжана. Но вскоре он сам был убит своим полководцем Фань Сюнем, который стал родоначальником новой династии Фунани. Именно тогда Фунань посетил китайский посол Кан Тай, которому мы обязаны всеми нашими сведениями о начальной истории этой камбоджийской империи. Кан Тай писал, что в Фунани есть окруженные стенами города с дворцами и жилыми зданиями. Что здесь также есть книги и хранилища письменных документов. Однако при всем этом жители Фунани совершенно не знали одежды и ходили обнаженными. Кан Тай убедил Фань Сюня обнародовать указ о ношении одежды, и фунаньцы с этих пор стали обворачивать вокруг бедер куски ткани. (Это нововведение относилось, по-видимому, только к мужчинам. Согласно другой легенде, женщины прикрывали свою наготу еще со времен Каундиньи, который сшил первое платье для своей жены Лю-е и научил ее делать прическу.) После этого китайские источники не упоминают о Фунани вплоть до 357 г., когда в Китай прибыло посольство, отправленное фунаньским царем Чанданой. Следующее известие относится к началу V в. В то время царем в Фунани был индийский брахман Каундинья II, который, по свидетельству китайской летописи "Ляншу", "?изменил все законы страны и привел их в соответствие с обычаями Индии". Своего наивысшего могущества царство достигло при Джайявармане. Его флот господствовал тогда в южных морях и наводил страх на всех прибрежных жителей. Но величие Фунани оказалось недолгим. В 514 г., сразу после смерти Джайявармана, в стране началась кровавая усобица. Рудраварман, сын Джайявармана от наложницы, сверг с трона и убил своего младшего брата законного наследника, рожденного царицей Кулапрабхавати. Смута, происшедшая в связи с этим, ослабила Фунань. Сразу подняли голову вассалы империи. В середине VI в. Фунань была покорена своим северным соседом царством Ченлой. Это государство, располагавшееся в среднем и нижнем течении Меконга (на территории современного Южного Лаоса), сложилось в V в. Основным населением здесь были кхмерские племена. Согласно преданиям, первым царем Ченлы был Шрутаварман, сын великого отшельника Камбу Сваямбхува и апсары Меры. Шрутаварман правил приблизительно до 495 г. Ему наследовал сын Шрештхаварман, который построил новую столицу и назвал ее в свою честь Шрештхапурой (она располагалась у подножия горы Лингапарвата в современной лаосской провинции Бассак). Поначалу Ченла входила в число вассалов Фунани, но затем приобрела независимость, а в середине VI в., после смерти фунаньского царя Рудравармана, Фунань сама стала вассалом Ченлы. Внешне это было оформлено через систему династических браков. Около 550 г. Бхаварман, внук Рудравармана по женской линии, женился на царице Ченлы Лакшми, происходившей из рода матери Шрештхавармана, и стал царем Ченлы. Этим браком были соединены два наиболее знаменитых индийских рода Лунная династия, восходившая к богу Луны Соме (самым знаменитым ее представителем считается Кришна) и Солнечная (к ней принадлежал другой знаменитый индийский герой Рама). Все последующие цари Камбоджи считали себя потомками обеих мифических династий. После этого Бхаварман и его брат Читрасена (Механдраварман) напали на Фунань, прошли вдоль долины Меконга и быстро захватили всю страну, последние правители которой укрылись на юге. О событиях, предшествовавших браку Бхавармана и Лакшми, ничего неизвестно. Возможно, после смерти Рудравармана законная линия потомков Джайявармана опять завладела властью, но Бхаварман потеснил ее, навязав бывшему сюзерену статус вассала. После этого Бхаварман около полувека правил Ченлой. Незадолго до смерти он ушел в шивайский монастырь. Власть наследовал сначала его брат Механдраварман, а потом племянник Ишнаварман I. При нем началось наступление на буддийские монастыри, и вскоре господствующей религией в Ченле стал шивайизм. Ишнаварман вел активные войны на севере и на западе страны. На реке Сен он построил новую столицу Ишнапуру, население которой вскоре достигло 100 тысяч человек. В 627 г. была окончательно покорена Фунань. Вообще, царствование Ишнавармана может считаться пиком могущества Ченлы и древней Камбоджи. Надписи называют его "славным повелителем трех царей, могучим владетелем трех знаменитых городов, который поддерживает землю, как нага Шеша". Уничтожив вассальные царства, он разделил страну на губернаторства, существенно расширил бюрократический аппарат и усилил централизацию. По свидетельству китайских летописцев, даже первые министры, представ перед царем, должны были трижды коснуться лбом земли, а затем на коленях подниматься по ступенькам трона. Царя охраняло "более тысячи стражников, одетых в панцири и вооруженных копьями". После смерти Ишнавармана царем Ченлы стал Бхаварман II, о родственных отношениях которого с его предшественником ничего не сообщается. Правление его сына Джайявармана I поначалу было величественным и блестящим, но потом начался быстрый упадок Ченлы, совпавший с усилением островной империи Шривиджайя. Китайские источники сообщают, что около 706 г. Ченла сначала распалась на две части Верхнюю и Нижнюю, а потом на целый ряд мелких княжеств. О последних годах правления Джайявармана и даже о времени его смерти ничего неизвестно. В 713 г. страной уже правила его жена Джайядеви, причем ей подчинялась лишь небольшая часть былой державы. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое фунани и ченлы цари
Значение слова фунани и ченлы цари
Что означает фунани и ченлы цари
Толкование слова фунани и ченлы цари
Определение термина фунани и ченлы цари
funani i chenly cari это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):