Исторический словарь - гарбузова раиса (рая) борисовна
Гарбузова раиса (рая) борисовна
Луначарского за границу для совершенствования мастерства. Виолончелистка с большим вниманием отнеслась к предоставленной ей возможности, взяв немало уроков у Х.Беккера, Ф.Сальмонда и даже самого П.Казальса. Маэстро с искренней симпатией отнесся к дарованию Г., о чем свидетельствовали в дальнейшем концертные выступления виолончелистки с оркестром, созданным великим музыкантом XX в.
(Оркестр Пау Казальса). Водоворот новых ярких впечатлений закружил Г. Признание и восторги сопровождали ее концерты в большинстве стран Западной Европы. Немалое значение имела при этом приветливая, скромная манера общения, привлекательная внешность артистки. «Восток, не раз оживляющий нашу музыкальную жизнь большими талантами, писал один из рецензентов, опять наградил нас исключительным музыкальным явлением. В недалеком будущем имя Раи Гарбузовой получит мировую известность». В 1927 Г. концертировала в США. Однако подлинный ее дебют в этой стране состоялся лишь в декабре 19 34 в Нью-Йорке. Он значительно упрочил артистическое реноме виолончелистки, позволив ей принять окончательное решение о переезде в США (1939). Способствовали тому семейные обстоятельства и новые интересные ангажементы. Заметим, однако, что для самой Г. это был, видимо, нелегкий шаг; в течение ряда лет она сохраняла советское гражданство. Свою родину Г. посетила дважды в 1934 и 1960.И оба раза ее концерты свидетельствовали о мастерстве, обаянии таланта, изяществе игры и самобытности трактовки. Они привлекали внимание музыкальной общественности, получили положительные отклики в прессе. Имеющиеся грамзаписи с достаточной достоверностью и полнотой раскрывают многие черты интерпретаторского стиля Г. Так, в сонате Дебюсси для виолончели и фортепиано артистка, смело пользуясь принципом художественного контраста, рельефно воссоздает самые разнообразные и тонкие оттенки настроений: лирику и гротеск, мечтательность и танцевальность.
В трактовке Г. камерный опус одного из наиболее значительных французских композиторов-импрессионистов предстает как ряд интересных «театральных сценок», стройных по форме и полных жизненной правды. «Звездным часом» артистической судьбы Г. следует назвать осуществленное ею первое исполнение концерта американского композитора Барбера. Оно состоялось в Бостоне 5.4.1946 совместно с оркестром под управлением С.Кусевицкого. Позднее Г. не только записала сочинение на пластинку, но и сделала редакцию виолончельной партии. Артистизм и мастерство, рельефность и пластичность фразировки, праздничность и красочность звучания позволили Г. оригинально воплотить характерный для этого опуса синтез элементов неоклассицизма (ясность формы, приемы развития) с элементами американской народной музыки, возможно, негритянских спиричуэлс. Искусство Г. привлекало внимание не только американских авторов. В 1950 австрийский композитор Ратхауз специально для нее написал «Ночную рапсодию», в 1956 итальянец Риетти посвятил ей виолончельный концерт. Проявленный интерес к творчеству Мартину позволил Г. стать первой исполнительницей Третьей сонаты для виолончели и фортепиано этого своеобразного чешского композитора. Свою лепту в американскую виолончельную школу внесла Г. и как педагог. В течение многих лет (с 1970 ) она преподает в Колледже Харти в Хартворде (шт. Коннектикут) и проводит занятия на различных курсах мастерства, существующих при многих американских университетах. Правда с 1991, после тяжелой автомобильной катастрофы, Г.значительно сократила свою педагогическую деятельность; но все же и сейчас она слушает и консультирует молодых музыкантов. Огромный опыт Г., ее известность и авторитет солистки-концертантки, безупречный художественный вкус позволяют с успехом передавать новому поколению виолончелистов приемы виртуозного владения инструментом.
.