Исторический словарь - гиппиус зинаида николаевна
Гиппиус зинаида николаевна
, 1896) и "Зеркала" (СПб., 1898). Позднее Гиппиус, по ее выражению, "отреклась от декадентства" и всецело приняла религиозные идеи Мережковского, деятельно участвуя в их разработке. В их духе ею написано несколько религиозно-философских статей, появившихся в "Мире Искусства". Она принимала постоянное участие в "Религиозно-философских собраниях", затем в редакции журнала "Новый Путь", ставившего себе задачей распространять религиозные идеи в русском обществе.
К этому периоду относятся две книги ее рассказов: "Третья книга" (СПб., 1902) и "Алый Меч" (СПб., 1906). В "Новом Пути", кроме стихов и рассказов, Гиппиус поместила ряд критических статей, под псевдонимом Антон Крайний. Свою критическую деятельность она продолжала сначала в "Весах", потом в "Русской Мысли", отличаясь большою вдумчивостью, но вместе с тем крайнею резкостью и порою недостатком беспристрастия. Стихи Гиппиус впервые были собраны в отдельном издании в 1904 г. ("Собрание стихов", М.); критические статьи в 1908 г. ("Литературный дневник", СПб.). Далее следовали еще две книги рассказов: "Черное по белому" (СПб., 1908) и "Лунные муравьи" (М., 1912), и второй сборник стихов (М., 1910). В своих последних произведениях Гиппиус стремится к общедоступности и простоте формы. События 1905 07 годов живо затронули Гиппиус, и в ее последних рассказах много места уделено вопросам общественности.В сотрудничестве с Д. Мережковским и Д. Философовым ею написана драма "Маков цвет", изображающая переживания группы русских в 1905 06 годах в Париже и в России (СПб., 1908). Она предприняла обширную трилогию, посвященную смуте последних лет; пока появились две первые части: "Чертова кукла" ("Русская Мысль", 1911 г. и отдельно) и "Роман-царевич" ("Русская Мысль", 1912).
Гиппиус оригинальнее как автор стихов, чем как автор рассказов и повестей. Всегда внимательно обдуманные, часто ставящие интересные вопросы, не лишенные меткой наблюдательности, рассказы и повести Гиппиус в то же время несколько надуманы, чужды свежести вдохновения, не показывают настоящего знания жизни. Герои Гиппиус говорят интересные слова, попадают в сложные коллизии, но не живут перед читателем; большинство их только олицетворение отвлеченных идей, а некоторые не более, как искусно сработанные марионетки, приводимые в движение рукою автора, а не силой своих внутренних психологических переживаний. В ранних рассказах Гиппиус сильно чувствуется влияние Достоевского и даже простое подражание ему. В позднейших повестях стремление к простоте языка доводит Гиппиус до неряшливости слога, а стремление к краткости к излишней лаконичности и отрывочности речи. Напротив, как поэт, Гиппиус занимает в русской литературе совершенно самостоятельное место. Стихотворений ею написано немного, но почти все они глубоко содержательны, а по форме безукоризненны и интересны. В поэзии Гиппиус осталась символистом; каждое ее стихотворение, давая ясный реальный образ, позволяет угадывать за ним многое другое. Особенно хороши у Гиппиус раздумья, связанные с какой-либо картиной природы или с каким-нибудь явлением жизни. Техника стиха доведена у Гиппиус до виртуозности. Ей одинаково удаются как смелые новшества в стихосложении, так и привычные размеры, которым она умеет придать неожиданную новизну и своеобразное очарование. Всего ближе поэзия Гиппиус подходит к поэзии Баратынского ; муза Гиппиус также поражает читателя "лица необщим выраженьем". Многие стихи и некоторые рассказы Гиппиус переведены на немецкий и другие языки. По-французски ею написана, в сотрудничестве с Д. Мережковским и Д. Философовым, книга "Le Tsar et la Revolution" (П., 1909) и статья о русской поэзии в "Mercure de France". см. М. Гофман, "Книга о русских поэтах" (СПб., 1909); В. Брюсов , "Далекие и близкие" (М., 1910); М. Шагинян, "О блаженстве имущего" (М., 1912); Е. Лундберг, "Поэзия З. Г." ("Русская Мысль", 1912). В. Бр-ов. .