Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - голубинский евгений евсигнеевич

Голубинский евгений евсигнеевич

Голубинский, Евгений Евсигнеевич знаменитый историк русской церкви, профессор Московской духовной академии, академик (1834 1912). Голубинский поступил в московскую академию из костромской семинарии в 1854 г. и в 1861 г. сделался ее бакалавром в ту пору, когда духовная атмосфера у нас была перенасыщена планами и жаждой обновления. Этот подъем несомненно оплодотворял умы и переполнял сердца крупными желаниями. Отсюда еще в ранней молодости Голубинский строит план написать историю церкви на полной свободе. Отсюда же его дерзновенные выводы и отважное обращение с материалом. Но если время дало нечто историку, то что дала ему школа? В условиях духовно-академической работы каждый вынужден идти особняком, в одиночку. От этого неизбежны вредные в научном смысле навыки и, во всяком случае, угловатости, от которых может избавить своим контролем только школа. Голубинский шел, как все в академиях, с той, однако, разницей, что он сознательно устранял от себя влияние научной литературы и доводил свое уединение до крайних пределов. Однако было бы несправедливо забыть об одном могучем влиянии на него. Оно исходило от А.В. Горского . Этот ученый подвижник, отважный, но смятый филаретовским режимом исследователь, превосходный строитель Московской духовной академии, умел стягивать вокруг себя таланты. В числе их (вместе с Ключевским ) был и Голубинский. На Горском Голубинский видел, как историку русской церкви надо знать греческий язык, и действительно знал его: он говорил по ново-гречески, а на старом читал совершенно бегло. Возможно, что решимость Голубинского отправиться в командировку на греческий восток навеяна была Горским (1872 1873). Эта поездка дала Голубинскому преимущества, которых и до сих пор не имеет ни один историк русской церкви. Период киевский или домонгольский этой истории в русских источниках засвидетельствован слабо и бледно. Голубинский дешифрировал многие ничего не говорящие сами по себе известия и заметки при помощи сведений о порядках и обычаях церковных Византии. История управления, история монашества и другие отделы написаны так, как их никто, кроме Голубинского, с его превосходными знаниями по истории Византии, написать не мог. Человек колоссальной учености, Голубинский в то же время отличался детской прямотой и в жизни, и в научных суждениях. Он всегда говорил только то, что говорили документы. Отсюда его смелые построения и обращение с популярными легендами (об апостоле Андрее, князе Владимире и пр.), а также совершенно необычайные в церковной среде отзывы о столпах нашей церковности. В глазах студенчества это создало Голубинскому необычайную популярность. При общем почти молчании его голос звучал резко и делал из него героя. Вместе с Ключевским, Лебедевым и некоторыми другими Голубинский поддерживал в молодежи уверенность, что она учится не в богословской богадельне, а в настоящей школе. Однако внимательной аудитории у Голубинского не было. Лектор он был плохой. Всю свою энергию он расходовал в кабинете на создание исследований, которые никогда не дадут умереть его имени.

Первой работой Голубинского было его курсовое сочинение: "Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу церкви против еретиков и раскольников" (1859). Как лучшая студенческая работа, очерк должен был быть представлен митрополиту Филарету . Поэтому А.В. Горский сам написал предисловие и внес исправления по вкусу Филарета: "везде, где встречается полицейское красноречие о благодетельности мер против еретиков и раскольников, оно принадлежит Горскому". В 1867 г. закончил исследование "Константин и Мефодий, апостолы славянские".

В рукописи работа была представлена в Академию Наук и на основании отзыва Срезневского удостоена полной уваровской премии, но благодаря цензуре до сих пор остается ненапечатанной. В 1871 г. появился "Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской", доселе не антиквированный. После поездки на Восток Голубинский отдался работе над историей, первый том которой в двух громадных книгах вышел в 1880 г.

Как это ни странно, но первоклассное исследование это не увидело бы света, если бы на помощь Голубинскому не пришел митрополит Макарий Булгаков . Для печатания книги у автора не было средств, и он обратился с просьбой о займе к своему сопернику, который в это время выпустил уже несколько томов своей "Истории русской церкви". Макарий знал, что работа Голубинского сводит на нет его только что отпечатанные тома, но с благородством большого человека обласкал Голубинского и дал ему деньги. Это отношение митрополита открыло книге дальнейшую дорогу. Автор получил степень доктора и был утвержден в этой степени Синодом, несмотря на отзыв-донос председателя учебного комитета, протоиерея Парвова . Но вскоре Макарий умер и оставил Голубинского беззащитным. В 1883 г. Победоносцев запретил опубликование адреса ему со стороны профессоров по случаю 25-летнего юбилея. Первая половина 2-го тома истории могла появиться в свет только уже через двадцать лет в 1900 г., благодаря содействию Общества истории и древностей российских. Это же Общество перепечатало и обе половины первого тома в 1900 и 1904 г. в исправленном виде. Назревало освободительное движение. Даже Победоносцев стал менять свое отношение в Голубинскому. Представлялась возможность печатать и 2-ю половину 2-го тома "Истории", которая была написана двадцать лет назад, но не была закончена.

Однако работа, столько лет лежавшая в ящике, требовала переделок, на которые у 70-летнего старца не хватило сил. В настоящее время она печатается в качестве посмертного труда в "Чтениях общества истории и древностей". В 1902 г. Голубинский был избран в члены Академии Наук. Но в это время его уже стала одолевать старость. В 1906 г. он окончательно потерял зрение.

Последней работой, которую он видел своими глазами, был атлас к его истории, напечатанный в 1906 г. Из других работ Голубинского должны быть названы: "История канонизации русских святых", два издания 1894 и 1903 годов; "К нашей полемике со старообрядцами", два издания 1892 и 1905 годов, "Преподобный Сергий Радонежский", два издания, 1892 и 1909 годы. См. некролог в январской книге "Богословского Вестника", 1912 г.; профессор С.И. Смирнов "Е.Е. Голубинский" в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1912 г.; М.Д. Приселков "Памяти Е.Е. Голубинского" в 2 кн. XVII т. "Известий русского языка и словесности Императорской Академии Наук"; профессор И.А. Бродович "Е.Е. Голубинский (Песков)", в XIX т. "Сборника харьковского историко-филологического общества в память проф. Е.К. Редина". И. Андреев. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое голубинский евгений евсигнеевич
Значение слова голубинский евгений евсигнеевич
Что означает голубинский евгений евсигнеевич
Толкование слова голубинский евгений евсигнеевич
Определение термина голубинский евгений евсигнеевич
golubinskiy evgeniy evsigneevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):