Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - грабар андрей николаевич

Грабар андрей николаевич

(26.7.1896, Киев 5.10.1990, Париж) историк искусства. Отец Г. потомственный дворянин, член Кассационного суда России, позднее сенатор. Дед и прадед по матери, урожденной баронессы Притвиц, российские генералы, среди ее предков фельдмаршал И. Дибич-Забалканский. Сам Г. мечтал стать морским офицером. Детство и юность провел в Киеве. Окончив в 1914 гимназию, отправился в начале 1-й мировой войны добровольцем на фронт в Галицию, но вскоре был демобилизован по болезни и поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. В 1915 перевелся в Петроградский университет.

Впоследствии из своих университетских учителей вспоминал с особой признательностью Я.Смирнова, а также Н.Кондакова и Д.Айналова, у которого занимался в специальном семинаре вместе с Н.Окуневым, ставшим одним из основоположников науки о средневековом искусстве в Сербии. Окончил Новороссийский университет в Одессе с дипломом 1-й степени, был оставлен для подготовки к профессорскому званию, но в январе 1920 уехал вместе с матерью в Варну (Болгария).

Делом жизни Г. стало изучение христианских древностей, преимущественно памятников культуры православного средневековья. В юности он занимался живописью. Отвечая в 1989 на вопрос газеты «Le Monde», что более всего повлияло на него, Г. назвал Софийский собор в Киеве: «Я видел его каждодневно, он был в центре событий, как регулярно повторяющихся, так и выдающихся: церковных праздников, царских юбилеев и прочих, Это здание, его византийские мозаики уже очень рано наложили на меня свою печать и служили для меня источником вдохновения». Первую серьезную статью, написанную в пору учения в Петрограде, Г. посвятил фрескам Апостольского придела Софийского собора. В годы пребывания в Болгарии работал в Археологическом музее в Софии, руководители которого Б.Филов и А.Протич способствовали интенсивным поездкам Г. по стране: помогая фотографировать фрески, он изучал еще один национальный вариант православной средневековой культуры. Подготовил монографию о Боянской церкви (София, 1924). В том же году был приглашен известным славистом, профессором А.Мазоном в Страсбургский университет на должность преподавателя русского языка. Одновременно слушал в университете лекции, в частности, медиевиста Марка Блока и классика Поля Пердризе. Вскоре был назначен заместителем профессора общей истории искусства, а в 1928 после защиты докторской диссертации доцентом. Диссертацией явились книги «Религиозная живопись в Болгарии» (т. 1-2. Париж, 1928) и «Восточные влияния в балканском искусстве». Читал курс византийского и восточноевропейского искусства. В Страсбурге женился на болгарке Юлии Ивановой, там родились его сыновья Олег (ставший известным востоковедом в США) и Николай. В 1928 Г. и его жена получили французское гражданство. В 1938 византинист Г.Мийе пригласил Г. в качестве своего преемника в Школу высших исследований в Париже. С 1946 Г., кроме того, профессор College de France (до ухода на пенсию в 1966). Был также членом французской Академии эпиграфики и изящной словесности, членом научных академий Австрии, Болгарии, Великобритании, Дании, Норвегии, Сербии, США, почетным членом многих научных обществ, почетным доктором университетов в Принстоне, Уппсале и Эдинбурге. Труды Г. (в основном на франц. яз.) посвящены центральным проблемам византийского искусства. Мировую известность принесла ему книга «Император в византийском искусстве» (Париж, 1936), затем он обратился к теме формирования культа святых, их реликвий, памятных мест в период поздней античности и раннего христианства («Мартириум», т. 1-2. Париж, 1943-46). В 1958 была опубликована книга, посвященная узловому периоду в истории Византии иконоборчеству, временной победе противников священных изображений в VIII-IX вв. восстановлению иконопочитания; в жестоких спорах того времени была окончательно выработана теория иконопочитания, которая стала основой культуры византийской и др. православных стран и сохранила свое значение после падения Византии. Итоги наблюдений Г. над формированием и развитием христианской иконографии явились предметом его книг 1968 и 1979, Г. занимался и отдельными видами византийского искусства: выпустил книгу-альбом о византийской живописи, исследования о византийской скульптуре, несколько специальных работ о книжной миниатюре, каталог византийских древностей в ризнице собора Сан Марко в Венеции, книгу о золотых и серебряных окладах византийских икон. Изучал прежде всего сюжет, иконографию и определяемый ими внутренний смысл памятников, Развивая традиции Кондакова и Мийе, подчеркивал, что средневековое искусство было предназначено для удовлетворения не только эстетических потребностей, но более всего духовных, оно стремилось просвещать и обучать, Культура Византии выступает в работах Г. как длительный, логичный и связный процесс, где родившаяся тема, например, культ Св. мучеников и их реликвий, будет существовать долго, видоизменяясь в зависимости от новых исторических условий, перейдет в славянские страны и сохранится в русской культуре.Г. сумел показать преемственность культуры Византии по отношению к античности (так, в изображении триумфа императора были использованы иконографические формулы, созданные в Римской империи), выявил родство византийской и западноевропейской средневековой культуры общность многих сюжетов, их взаимопроникновение, при всем своеобразии каждого из больших ареалов.

Собственно русскому искусству Г. посвятил несколько статей, в том числе опубликованных в Трудах Отдела древнерусской литературы Пушкинского дома за 1962, 1966 и 1981: о светском искусстве в домонгольской Руси, о Феофане Греке и о некоторых сюжетах в иконописи XV-XVI вв.: показал в этих статьях, как и в работах о поствизантийском искусстве, место древнерусского искусства в системе общевизантийской культуры.

В 1966 и 1977 приезжал в СССР. В числе учеников Г. С.Дюфренн, Т.Вельманс, К.Уолтер (Франция), Г.Бабич, В.Корач (Югославия), П.Милькович-Пепек, П.Мийович (Македония), М.Теохари, М.Гаридис, Н.Мутсопулос (Греция). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое грабар андрей николаевич
Значение слова грабар андрей николаевич
Что означает грабар андрей николаевич
Толкование слова грабар андрей николаевич
Определение термина грабар андрей николаевич
grabar andrey nikolaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):