Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - григорьев борис дмитриевич

Григорьев борис дмитриевич

(11.7.1886, Москва 8.2.1939, Кань-сюр-Мер, Франция) живописец, график. Сын Дмитрия Васильевича Г., в 1898-1907 управляющего Рыбинским отделением Волжско-Камского банка, и потомственной почетной гражданки Клары Ивановны Линдерберг, дочери капитана-мореплавателя. Детские и юношеские годы Г. прошли в Рыбинске. Окончив в 1899 гимназию, он поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук, в 1903 в Строгановское училище (с 1905 в мастерской Д.

Щербиновского). В 1907-13 вольнослушатель на живописном отделении Высшего художественного училища при Академии художеств, учился у А.Киселева, Д.Кардовского, Н.Дубовского. В 1908-9 Г. сблизился с членами группы «Треугольник», руководимой Н.Кульбиным, участвовал в их выставке «Импрессионисты» (1909), познакомился с представителями литературного и художественного авангарда В.

Каменским, Д.Бурлюком, Н.Евреиновым, В.Хлебниковым-и др. но был далек от их радикализма. Художественное видение Г. отмечено в это время соединением разных тенденций. В 1909 совершил поезду в Швецию и Норвегию, в 1911 -в Австрию, Писал акварелью, гуашью, темперой, маслом пейзажи («Субботний звон», 1908; «Лесная сказка», 1911-12: «В горах» и «Лесной пейзаж», 191 1), сюжетные композиции на темы провинциального и усадебного быта («Отдых», 1911; «Провинция», «Приезжие господа в деревне», «Вечерние мечты», «Соседки (Тургеневское время)», 1912; «Старая усадьба», 1913), интерпретировал характерные для искусства модерна мотивы маскарада, прогулок, купаний, детских игр («Маскарад», «Свадьба Пьеро», «Прогулка», «Купальщицы», 1913; «Баловни», «У дедушки в гостях», 1911), иллюстрировал произведения В.

Каменского («Землянка», 19 I I; СПб., 19 1 2), А.Пушкина («Дубровский», 1912), И.Тургенева («Вешние воды», 1912). По заказу мецената, библиофила и этнографа А.Бурцева им были выполнены иллюстрации к «Святочным гаданиям» (1910), «Сказке о трех королевичах» (1910), народным песням (1911, 1912-13), народному календарю и народным присловиям (1911). Стилистически они близки мирискуснической графике с ее культом декоративной орнаментальности и линейной стилизации, но в них большая экспрессивность, склонность к утрировке образов, гротескным деформациям.

В 1909-12 Г. участвовал в отчетных выставках в Академии художеств, в 1912-13-в выставках петербургского объединения художников «Товарищество независимых». С 1911 рисунки Г. публиковал «Сатирикон». В 1912 был издан роман Г. «Юные лучи» (под псевд. Борис Гри). В 1913 Г. провел 4 месяца в Париже, где посещал занятия в академии Гранд Шомьер и собирал материал для конкурсной картины на звание художника в Академии художеств. Создал несколько тысяч рисунков, набросков, этюдов, эскизов на темы парижской повседневности. Париж сформировал Г. как виртуозного рисовальщика, свободно владевшего всем спектром выразительных возможностей линии. Парижские рисунки получили в России восторженные отзывы ведущих критиков, особенно после экспонирования их на выставках в конце 1913 в Художественном бюро Н.Добычиной и «Мира искусства». Однако Совет Академии художеств постановил в ноябре 1913 «не числить в списках» Г., т.к. он попросил годовой отсрочки для написания конкурсной картины, В 1914 Г. посетил Италию, Грецию, Венгрию, Швейцарию, Францию.

По возвращении сотрудничал в петербургских журналах «Новый Сатирикон», «Лукоморье», «Солнце России», его произведения воспроизводили «Столица и усадьба», «Аполлон». В 1915 «Аполлон» опубликовал статью Н.Лунина «Рисунки Бориса Григорьева» (№ 8-10). В 1914-18 Г. постоянный экспонент выставок «Мира искусства», с 1917его член. Парижские рисунки, акварели, гуаши 1913-14, рисунки для «Нового Сатирикона» легли в основу цикла «Intimite» (1918, издан книгой с одноименным названием в Петрограде в 1918 с текстом В.

Дмитриева и В.Воинова), в цикл вошли также работы 1916-18 из серий «История одной девушки», «Париж» и близкие им по тематике работы, изображающие быт цирковых артисток, кафешантанных певиц, проституток. Обобщало цикл монументальное полотно «Улица блондинок» (масло, 1917). В 1916 Г. расписал интерьеры литературно-художественного кабаре «Привал комедиантов» (зал «Таверна»), участвовал в проводимых там вечерах как художник (оформление постановки гротеска К.Гибшмана и П.Потемкина «Black and White», 1916) и поэт. Работа с середины 1910-х в жанре портрета окончательно определила стилистическую манеру Г. От декоративности, плоскостности, орнаментальности раннего периода творчества («Портрет г-жи Т.

Ж.», 1912; «Портрет артистки А.И.Аленниковой», 1914) через несколько рыхлую пластику «семейных» портретов 1915 («Мать», «Детство», «Портрет жены») он идет к большей конструктивности формы, построенноеT и чеканности ее в портретах 1916-18 (А-Коровин, М.Шерлинг, Б.Шлёцер, автопортрет «Letranger», масло, 1916; М.Добужинский, масло, 1917; Ф.Шаляпин, масло, 1918), Концептуальное значение имел портрет В,Мейерхольда (масло, 1916), концентрировавший гротескные черты искусства Г. и ставший своеобразным символом эпохи, запечатлевшим, по словам В.Воинова, «гримасы современного духа... какой-то надлом его, заставивший кошмарам русской действительности предпочесть кошмары «балаганчика».

Будучи человеком чрезвычайно импульсивным, порой экстравагантным, в котором «преданность искусству доходила до фанатического, обжигающего пламенения» (А.Бенуа), Г. интересовался людьми необыкновенными. Среди его моделей А.Бурцев (1914), поэты В.Хлебников (карандаш, 1915; 1916), В.Каменский (карандаш, 1916), Н.Клюев (масло, 1918), художники И.

Репин (карандаш, 1915), С.Судейкин (карандаш, 1916), Б.Кустодиев (масло, 1917), Н.Рерих (темпера, 1917) и др. Писал Г. и заказные портреты: С.Молло и его жены А.Молло, М.Ясной (масло, 1917) и др. В 1917-18 Г. работал над посвященным русской деревне циклом «Расея»; в первоначальном варианте, опубликованном в 1918 в Петрограде, 9 картин и 60 рисунков, закончен цикл в начале 1920-х за рубежом.

Среди живописных произведений «Расеи»; «Снопы», «Подсолнухи», «Старуха молочница», «Девочка с бидоном», «Расея» (1917), «Олонецкий дед», «Земля народная» (1918) и др. Появление «Расеи» на выставках «Мира искусства» в 1917 и 1918, на 1-й государственной свободной выставке (Петроград, 1919) поразило современников непривычно жесткой, трагичной трактовкой образов: критики увидели в «Расее» «звериность» и одновременно «монументальность» (П.

Щеголев), «детскость» и «почти всеобъемлющую искренность» (А.Бенуа), «идилличность» (правда, все же на вулкане) (А.Левинсон), лишь один из ликов России «корявый, убогий и печальный» (Б.Шлёцер). В 1918 Г. много работал в области книжной иллюстрации (рисунки к «Графу Нулину» и «Домику в Коломне» А,Пушкина, к «Опасному соседу» В.

Пушкина), сотрудничал в журнале «Пламя», участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября (эскизы декорации Английской набережной на темы поэзии Уолта Уитмена). В 1919 преподавал в Свободных художественных мастерских (быв. Строгановское училище), выполнил серию эскизов костюмов и декораций для неосуществленной постановки в Большом театре оперы Н.

Римского-Корсакова «Снегурочка». Поздней осенью 1919 покинул Петроград и через Финляндию перебрался в Берлин, где сразу принял участие в выставке Берлинского Сецессиона. В начале 1920 открыл персональную выставку в галерее Неймана в Берлине. Публиковал статьи в русских эмигрантских журналах «Жизнь» и «Русский эмигрант». В берлинских издательствах русских («Слово», «Петрополис») и немецких («Орхис») были изданы книги с его иллюстрациями: в 1921 «Детский остров» Саши Черного, «Russische Erotik» (портфолио, 12 рисунков); несколько дополненный вариант «Расеи» (на нем. яз.: Rasseja. Text P.Barchan, O.Bie, B.Grigoriew): в 1922 «Расея» (с текстом А.Толстого, А.Шайкевича, А.Бенуа и Г.): в 1923«Первая любовь» И.Тургенева (на нем. яз.), «Тетушка Анфиса Порфирьевна» М.Салтыкова-Щедрина (на рус. и нем. яз. и портфолио); в 1924 «Boui-Boui au bord de la mer»; «Bouiboui», С 1920 жил в Париже, участвовал в возрождении общества «Мир искусства» и в его выставках 1921 и 1927. С 1921 -член Осеннего салона. В 1922-23 создал серию портретов (карандаш, акварель, масло) гастролировавших в Париже актеров МХАТ: В.Качалова, В.Лужского, И.Москвина, К.Станиславского, Н.Александрова, О.Книппер-Чеховой и др. («Visages de Russie», Париж, 1923; «Faces of Russia», Лондон, 1924). Одновременно работал над нормандским и бретонским циклами, в которые вошли пейзажи, натюрморты и портреты-типы рыбаков, стариков, детей, написанные в неоклассической манере, где чувствуется влияние ранненидерландской живописи. Среди произведений бретонского цикла «Бретонские крестьяне», «Бретонские волынщики», «Мать Агата», пейзажи Порт-Авена и Конкарно, «Старуха бретонка», «Бретонская женщина из Пэмпола» и др., написанные летом 1924 и показанные на персональной выставке Г. в Нью-Йорке. В конце 1923 Г. впервые приехал в США по приглашению критика К,Бринтона, До 1926 ежегодно проводил зимы в Нью-Йорке и Флориде, устраивал персональные выставки в ньюйоркской «New Gallery», приобрел популярность как портретист. Наиболее значительные из портретов запечатлели деятелей отечественной культуры Ф.

Шаляпина (1922-23), С.Есенина (1923), Л.Шестова (1920-21), А.Ремизова (1924), Горького (1926) и его сноху Н.Пешкову (1926), С.Рахманинова (1931), Евреинова (1934), С.Коненкова (1935). Во 2-й половине 1920-х в творчестве Г. произошел перелом, о котором он писал так: «В настоящее время я окончательно расстаюсь с заполонившими раньше мою душу «расейскими образами». Я иду теперь в царство чистой живописи, всеми силами стараясь овладеть тем совершенством формы, без которой не может быть истинного искусства.

На вершинах его уже нет национальности в ее тесном смысле... Здесь царство искреннего чувства. Здесь форма, теряя всю свою сложность и частую надуманность, ...так же проста и серьезна, как само чувство. Только здесь я лично начинаю обретать для себя радость полного собой творчества». К «чистой живописи» художник обращается в пейзажах и натюрмортах, извлекая из любого неприхотливого мотива богатство фактурных и колористических нюансов. Определенную роль в этом процессе имело влияние французской живописной традиции, В 1927 Г. приобрел участок земли в Каньсюр-Мер (Прованс), где жили также в разное время О.Ренуар, А.Модильяни, Х.Сутин, и поселился на вилле «Бориселла», но, по словам жены Г., он всегда был «непоседой, любил путешествовать и всегда жадно стремился все дальше и видеть новое», В 1927 был приглашен правительством Чили преподавать в Академии художеств в Сантьяго, дал 37 уроков, но, досрочно расторгнув контракт в начале 1929, отправился с женой и сыном в путешествие по Южной Америке (Аргентина, Бразилия, Эквадор, Уругвай, 1929). Показал гуаши и рисунки латиноамериканского цикла на персональной выставке в парижской галерее Колетт (1930), картину-ширму «Лики мира» (1920-31) на Осеннем салоне (1930). Иллюстрировал «Детство» М.

Горького (1931), «Братьев Карамазовых» Ф.Достоевского (60 рисунков: экспонировались на персональной выставке в Нью-Йорке в 1933). С 1930 преподавал в Париже в Русской академии, организованной Т.Сухотиной-Толстой, затем открыл частную школу живописи и рисунка. В 1935 получил приглашение возглавить факультет в Академии прикладных искусств в Нью-Йорке, там же провел свою ретроспективную выставку.

Работал для американских модных журналов, таких как «Harpers Bazaar». В 1936 совершил второе большое путешествие по странам Латинской Америки (Чили, Бразилия, Колумбия, Эквадор, Перу, Куба): возвратился во Францию с циклом гуашей (300 листов), показанных в галерее Шарпантье (1937), а затем на последней прижизненной выставке в Нью-Йорке (1938). Они покорили А.

Бенуа своей «чудодейственной виртуозностью» и «острой красочностью», а критик газеты «Новое русское слово» назвал их «миражами», «сказками, созданными фантазией детей в их наивной и безудержной праздничности». В последние годы Г. работал, как никогда, интенсивно до полного физического изнеможения и нервного истощения. «Автопортрет» (масло, 1938) зафиксировал сложное психологическое состояние автора.

В 1938 Г. тяжело заболел, перенес сложную операцию в связи с раком. Умер в своем доме в Кань-сюр-Мер; похоронен на местном кладбище. Персональные выставки Г. проходили в Берлине (1920); Париже (1921, 1925, 1928, 1930, 1937): Нью-Йорке (1923, 1924, 1925, 1933. 1934, 1935, 1938): Ворчестере (1923, 1924); Милане и Праге (1926): Чикаго и Филадельфии (1927); Сантьяго (1928); БуэносАйресе и Монтевидео (1929); Кань-сюр-Мер (1940, 1979); Майями (1960).

Он был участником крупнейших международных выставок: печатного дела (Лейпциг, 1914): выставок в Венеции (1920, 1926): Парижского Осеннего салона (1921, 1922, 1923, 1930, 1931); выставки в Бруклинском музее в Нью-Йорке (1923): русского искусства в Нью-Йорке (1924); выставок в Дрездене (1926); в Брюсселе (1928); в Бирмингеме (1928): выставок института Карнеги (1928, 1932); русского искусства в Париже (1932): выставок в Филадельфии (1932); в Праге (1932, 1935) и др.

Произведения Г. находятся в собраниях Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств им.А.Пушкина, в Музее им. А.Бахрушина, Музее Большого театра в Москве, в Русском музее, Музее-квартире И.Бродского в Петербурге, в Музее русского искусства в Киеве, Новосибирской областной картинной галерее, Псковском историко-архитектурном музее-заповеднике, во многих крупнейших музеях мира, в частных собраниях. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое григорьев борис дмитриевич
Значение слова григорьев борис дмитриевич
Что означает григорьев борис дмитриевич
Толкование слова григорьев борис дмитриевич
Определение термина григорьев борис дмитриевич
grigorev boris dmitrievich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):