Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - гржебин зиновий исаевич

Гржебин зиновий исаевич

(июль 1877, Чугуев, Харьковской губ. 4,2.1929, Ванве, близ Парижа) художник-график, издатель. Окончил в 1899 Харьковское художественное училище, учился в школе Ш.Холлоши в Мюнхене (вместе с М.Добужинским и И.Грабарем), затем в Париже (до 1905). В Мюнхене познакомился с немецкими художниками-карикатуристами, группировавшимися вокруг запрещенного к распространению в России сатирического журнала «Симплициссимус» Т.

Гейне, Б.Паулем, Р.Вильке и др. Вернувшись в Россию, предложил в марте 1905 художникам «Мира искусства», а в июне М.Горькому и др. писателям круга «Знания» издавать подобный же русский журнал, который будет, как писал Г., иметь «большое культурное значение для жизни обновленной России» и принесет «как жизни, так и искусству большую пользу».

В декабре 1905январе 1906 их силами были изданы 3 номера журнала «художественной сатиры» «Жупел»; среди рисунков первого номера выделялась пародия Г. на российский герб и одновременно карикатура на Николая II «Орелоборотень, или политика внешняя и внутренняя», За «дерзостное неуважение к верховной власти» Г. как редактор был арестован и приговорен к одному году тюрьмы; 2-й и 3-й номера подлежали «полному истреблению». Карикатуры Г. на высших сановников были опубликованы также в журнале «Адская почта», выходившем с весны 1906 вместо «Жупела». Сотрудничество в сатирических журналах 1905-6 положило начало многолетним дружеским отношениям Г. с Горьким. Предполагая издавать новый журнал, Г. писал Горькому: «Я имею теперь такие превосходные рисунки Серова, Добужинского, Кардовского, Чехонина, Кустодиева, Билибина и др. действительно живые, убедительные, остроумные и художественные, что ни на минуту не сомневаюсь, что дело наше здоровое, что таланты еще не перевелись». Не был реализован замысел Г. создание театра политической сатиры под руководством В.Мейерхольда. В дальнейшем Г. посвятил себя целиком издательской деятельности. Один из учредителей и руководитель издательства «Шиповник», выпускавшего одноименные литературнохудожественные альманахи (1907-16), издавал «Северные сборники» (произведения скандинавских писателей, 1907-11), «Сборники литературы и искусства», «Историко-революционный альманах» (1908), работы теоретиков социализма, уделяя особое внимание художественному облику книг, Г. фактически руководил издательством «Пантеон» (1907-12), которое специализировалось на издании новых переводов лучших произведений мировой литературы. С конца 1916 сотрудничал в издательстве «Парус», основанном в 1915 Горьким, в частности, подготовил сборник для детей «Елка» (1918). После Февральской революции А.Бенуа включил Г. в список деятелей культуры, участие которых было, по его мнению, желательно в проектировавшемся тогда министерстве изящных искусств. Продолжая сотрудничество с Горьким, Г. заведовал в 1917-18 конторой газеты «Новая жизнь»; организовал в августе 1918 вместе с Горьким, А.Тихоновым и И.Ладыжниковым издательство «Всемирная литература», возглавив его производственно-издательский отдел, а в мае 1919собственное издательство, председателем редакционного совета которого стал Горький, разработавший вместе с виднейшими учеными и писателями грандиозную по своей универсальности программу издательства. Ряд проектов издательство Г. унаследовало от «Всемирной литературы», в том числе план издания серии «Избранные произведения русских писателей XIX в,» («сто лучших русских книг») «для школ и общего рынка». Издательство ориентировалось на читателей, «стоящих на самых различных ступенях развития, начиная от малограмотных и кончая получившими высшее образование». «Вкус у этого толстяка тонкий, нюх безошибочный, а энергия как у маньяка. Сколько я помню его, он всегда влюблялся в какую-нибудь одну идею и отдавал всего себя», записал в марте 1919 в дневнике К.Чуковский, знавший Г. с 1905; в другой записи (март 1921) он назвал Г. «большим и даровитым человеком». Противоположная тональность отзывов о Г. в дневниках З.Гиппиус («прохвост», разбогатевший благодаря покровительству большевиков) определялась враждебностью ее к Горькому; эти отзывы А.Блок считал «скверными анекдотами». В свою очередь, большевики, видевшие в издательских планах Г. угрозу своей идеологической монополии, обвинили его в коммерческом авантюризме и использовании в корыстных целях имен Горького и А.Луначарского. Резкую критику на страницах «Правды» (нояб. 1919) встретило намерение Г. опубликовать в серии «Летопись революции: библиотека мемуаров» воспоминаний не только большевиков, но и представителей враждебных большевизму политических сил (в Петрограде удалось выпустить единственную книгу из этой серии «Великий переворот» Луначарского). Договор Г. с Госиздатом (янв. 1920) предусматривал издание за границей для распространения в России русских классиков, научно-просветительской и педагогической литературы.

В декабре Г. сообщил Луначарскому, что доставит в Москву, помимо книг, около трех вагонов всевозможных учебных пособий; «смею думать, писал Г., что мною сделано не только все, что можно было сделать в тех неимоверно тяжелых и ненормальных условиях, в какие я был поставлен, но и гораздо больше». Однако в отсутствие Г. усилились нападки на его издательство как на «идеологически чуждое» (В.Невский) и даже «контрреволюционное» (Ленин), а когда в феврале 1921 Г. вернулся из-за границы, его обвинили в переплате иностранным фирмам и в том, что он не привез заказанные книги. В действительности, как отметил Чуковский, Г. «доконали большевики»: отказавшись взять уже напечатанное (в долг и на личные средства), они резко осложнили финансовое положение издательства. 3,10.1921 Политбюро ЦК РКП (б) разрешило Г. уехать с семьей за границу. В Берлине он продолжал издательскую деятельность; публиковал работы как эмигрантов, так и авторов, живших в России, часть книг издавалась по заказу торгпредства РСФСР в Берлине. Среди зарубежных русских издательств начала 20-х издательство Г. занимало первое место по количеству, разнообразию и уровню выпускаемых книг, по качеству их оформления; с мая 1922 по октябрь 1923 было издано 2 2 5 названий.

Наряду с классиками, Г, издавал современных поэтов, в том числе Б.Пастернака («Сестра моя жизнь»), Н.Гумилева, В.Ходасевича, Г.Иванова, М.Цветаеву, П.Потемкина, прозаиков Е. Замятина, А.Н.Толстого, Горького, Б.Пильняка, Б.Зайцева, А.Чапыгина, А.Ремизова, А.Белого с иллюстрациями Д»3бужинского, Ю-Анненкова, В.Конашевича и др.; книги по искусству П.

Муратова, С.Маковского, книгу воспоминаний о Л.Андрееве, серию «Жизнь замечательных людей». В числе научных изданий 5томный курс физики О.Хвольсона, книга А.Богданова «Тектология», работы историков О.Добиаш-Рождественской, С.Лурье.

В серии «Летопись революции» были выпущены в 1922-23 под редакцией Б. Николаевского воспоминания Н.Суханова, С.Мстиславского, Ю.Мартова, В.Чернова, Г.Покровского, М.Маргулиеса, Н.Русанова, П.Аксельрода и др. политических деятелей. Было предпринято издание исторического журнала под тем же названием; в редакцию вошли меньшевистские и эсеровские лидеры-эмигранты, а также Горький, который, однако, после критики эсерами его брошюры «О русском крестьянстве» отказался от участия в журнале, не желая, как писал он Г.

, «повредить делу «Летописи» очень ценному». В письме В.Могилевскому (февр. 1923) Г. так излагал свое credo: «О моем издательстве много чепухи писали. Но судить нужно по моим делам... Я готов печатать от Ленина до Шульгина и еще правее, если это будет талантливо и правдиво (вернее, искренно)... Я совершенно независим и печатаю то, что нахожу нужным. Я не могу оторваться от России, хочу, чтобы мои книги попали в Россию...» Однако запрещение ввозить в Советскую Россию книги, изданные за границей, и расторжение берлинским торгпредством договора привело Г. к разорению. После финансового краха издательства он переехал в конце 1923с семьей в Париж, все еще надеясь, по свидетельству Н.Берберовой, что напечатанные и подготовленные к изданию книги будут допущены в СССР (в частности, безуспешно предлагал Госиздату осуществить издание энциклопедического словаря под редакцией В.Водовозова); продолжал переписываться с писателями и художниками, снова выезжал в Берлин, В феврале 1924 «Русская газета» парижский рупор правых кругов эмиграции опубликовала статью с обвинениями Г. в шпионаже в пользу большевиков. В защиту Г. от клеветы выступило правление Союза русских издателей и книгопродавцев в Германии, газета «Последние новости», М.Осоргин. «Я знаю, многие за меня», писал Г. Горькому. «Что можно было бы сделать, если бы не мешали!» восклицал он в другом письме.

В последние годы жизни Г. крайне нуждался, был выселен из парижской квартиры: избежать высылки из Франции за неуплату налога удалось лишь благодаря материальной поддержке Горького, несмотря на охлаждение с 1928 их отношений. Умер Г. скоропостижно, от разрыва сердца. Добужинский писал после его смерти, что «остался в памяти необыкновенно добрый и отзывчивой души человек и фантастически пламенный и «неисправимый» энтузиаст. Он был истинным «поэтом дела», ...наделен был талантом заражать своим собственным, всегда искренним горением». .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гржебин зиновий исаевич
Значение слова гржебин зиновий исаевич
Что означает гржебин зиновий исаевич
Толкование слова гржебин зиновий исаевич
Определение термина гржебин зиновий исаевич
grzhebin zinoviy isaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):