Исторический словарь - идрисиды
Идрисиды
Династия шиитских имамов Марокко, правившая в 789-974 гг. Основатель государства Идрисидов Идрис I ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Абу Талиб, по происхождению араб, считался потомком халифа Али и дочери Пророка Фатимы. Он был участником восстания Алидов, сражался при Фаххе (786) и счастливо избежал резни, последовавшей за победой Аббасидов. После этого, сопровождаемый одним только вольноотпущенником, верным Рашидом, Идрис в 788 г. добрался до Танжера. Однако даже в этой далекой африканской провинции халифата он не мог чувствовать себя в безопасности. Идрис отправился дальше на запад и стал сначала гостем, а потом имамом берберского племени ауреба, проживавшего возле города Валила (древнеримского Волюбилиса). Вскоре его власть признали некоторые из кочевавших в Марокко арабов, враждебных Аббасидам. Тогда Идрис основал новую столицу Фес и начал постепенно подчинять соседние племена. Совершив ряд завоевательных походов, он овладел Танжером и Тлемсеном. Но как только об успехах Идриса стало известно халифу Харуну ар-Рашиду, тот приказал отравить опасного соперника, что и было сделано в 791 г. У Идриса не оказалось сына, который мог бы наследовать ему. Но одна из его берберских наложниц, Кенза, была беременна; через два месяца после смерти правителя она родила сына, который также получил имя Идриса. Мальчик рос и воспитывался под охраной своей матери и Рашида, окруженный почитанием берберов ауреба, которые видели в нем наследника "барака" той ниспосланной с неба власти, которая передается от отца к сыну в потомстве Пророка. Ребенок несомненно отвечал тем наивным надеждам, которые возлагались на него, так как еще в 11-летнем возрасте был торжественно признан преемником политической власти отца. Но помимо ауреба на него оказывали влияние арабы из Ифрикии и Андалусии. Они окружали его в Валиле и, очевидно, пробудили в нем наследственные симпатии, так как именно из их среды Идрис II выбрал своих главных помощников. В 808 г. по внушению своих новых сподвижников он приказал убить шейха ауреба Абу Лейлу Исхака. После этого он уже не мог чувствовать себя в безопасности в Валиле и решил перебраться в основанный отцом Фес. Эта недостроенная столица в то время представляла из себя небольшое берберское поселение. Вместо того чтобы перестраивать город, молодой имам предпочел обосноваться напротив него на левом берегу реки Фес. Он построил мечеть, базар, дворец и поселил здесь своих арабских сподвижников. Так возник Новый Фес, который первоначально назывался ал-Алия (Верхний город). Расположение его было очень выгодно: местность в изобилии снабжалась водой, поблизости проходил караванный путь из Танжера в Тафилалет. Это способствовало притоку новых жителей. В 818 г. в Фес переселилось несколько сотен семей, изгнанных из Кордовы, а в 825 г. последовало новое массовое переселение из Кайруана. В 828 г. молодой имам умер. Ему наследовал самый старший из его сыновей Мухаммад ал-Мунтасир. По настоянию бабки Кензы он разделил отцовское владение на лены между восемью своими братьями. Формально Мухаммад оставался их верховным правителем, но это не помешало соперничеству и ссорам, которые в конце концов разрушили государство. Междоусобия начались с восстания брата Мухаммада, Исы ал-Касима. Мухаммад бежал и в 836 г. умер в Раби. Ему наследовали сыновья Али I и Йахйа I. Последнего в 863 г. сменил его сын Йахйа II, не сумевший из-за своей великой распущенности удержаться у власти. Он был свергнут в 866 г. в результате восстания берберских племен. Престол перешел к одному из его двоюродных дядей Али II ибн Умару, а потом к другому двоюродному дяде Йахйе III ал-Микдаму. В 905 г. в результате переворота престол захватил другой Идрисид Йахйа IV. Междоусобную войну осложнила опасность извне. В начале X в. правившая в Ифрикии и Центральном Магрибе династия Аглабидов была свергнута Фатимидами. В то же время из Испании стали грозить могущественные Омейяды. Пользуясь их поддержкой, смертельный враг Идрисидов Муса Абу-л-Афия вождь кочевавших в долине Молуйа микнасса объявил о своей независимости и начал против имама войну. Окончательно могущество Феса было сокрушено в 920 г. фатимидским полководцем Масалой. Оставшиеся в живых принцы Идрисиды нашли убежище в Рифе. Удача ненадолго вернулась к ним, когда во главе страны в 925 г. встал представитель боковой ветви династии Хасан ал-Хаджжам. Он отобрал у Фатимидов Фес, в 926 г. разбил Мусу Абу-л-Афию и вновь вернул часть владений своих предков. Но в том же году Омейяды взяли на африканском берегу Мелиму.
В 927 г. Муса вероломно захватил Хасана ал-Хаджжа в Фесе и убил его при попытке к бегству. В 931 г. Омейяды взяли Сеуту. За Идрисидами остался только Танжер. Чтобы противостоять Омейядам, они были вынуждены признать верховную власть Фатимидов. В 935 г. последним удалось разгромить Мусу Абу-л-Афию, после чего в 937 г. Фес был передан брату Хасана ал-Хаджжа, Каннуну ал-Касиму.
Ему в 948 г. наследовал сын Абу-л-Аиш Ахмад. Вскоре он отложился от Фатимидов и перешел под власть омейядского халифа Абд ал-Рахмана III. Однако испанский халиф оказался для Идрисидов еще более суровым гонителем. Он требовал от Абу-л-Аиша полного повиновения, но не спешил к нему с помощью. Между тем в 959 г. известный полководец Фатимидов Зири взял штурмом Фес и подчинил власти своего повелителя весь дальний Магриб за исключением Танжера и Сеуты. Последний идрисидский имам Хасан II должен был вновь перейти под руку Фатимидов. Этим он навлек на себя гнев испанских Омейядов, в 972 г. начавших против него войну. Первое нападение испанцев было отражено. В 974 г. последовало новое. Хасан попал в плен и был увезен в Кордову. Спустя несколько лет он получил свободу, некоторое время жил в Каире, а в 984 г. при поддержке тунисских Зиридов попытался поднять в Марокко восстание против Омейядов, но потерпел неудачу, вновь оказался в плену, был доставлен в Кордову и обезглавлен. Из всех владений имамата сохранился небольшой зависимый от Омейядов эмират с центрами в Сеуте и Танжере, где правила ветвь Идрисидов, ведущая свое происхождение от сына Идриса II, Умара. В 1010 г. они основали свое государство в Малаге и стали родоначальниками хорошо известных в испанской истории Хаммудидов. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое идрисиды
Значение слова идрисиды
Что означает идрисиды
Толкование слова идрисиды
Определение термина идрисиды
idrisidy это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):