Исторический словарь - иларион (митрополит киевский)
Иларион (митрополит киевский)
Замечательно в авторе его воодушевление; вся первая половина Слова как бы сплошной восторженный крик древнерусского язычника, сознавшего бедность старой веры, сравнительно с новыми идеями и понятиями, принесенными христианством. Чрезвычайно любопытно в ново просвещенном христианском митрополите и чувство национальной гордости, с которой он вспоминает о "старом Игоре" и "славном Святославе": "Не в худе бо и не в неведоме земли владычетвоваша", с гордостью заявляет писатель, но в "Русской яже ведома и слышима есть всеми конци земля".
"Исповедание веры" содержания догматического, отличается богословской точностью и ясностью изложения. "Поучение о пользе душевней" и "Слово к брату-столпнику" кратки и довольно общи по содержанию. Едва ли названными произведениями исчерпывалась вполне литературная деятельность митрополита Илариона. "Невозможно допустить, справедливо замечает один из исследователей, чтобы человек, мало упражнявшийся в сочинениях, мог вдруг написать такое художественное слово, как "Слово о законе и благодати" Илариона, и выражаться с такой богословской точностью, какой отличается его "Исповедание веры". Отрывок из слова митрополита Илариона "О законе и благодати" приводится уже у Карамзина ("История Государства Российского" (I, примеч. 284), который почему-то называет его "Житием Владимира". В 1844 г. памятник, по рукописи XVI века, был издан профессором Горским , в "Приб. к твор. св. отец" (т.II, 204 299), вместе с двумя еще другими, вновь открытыми Горским, сочинениями Илариона: "Исповеданием веры" и "Поучением о пользе душевный ко всем христианам". В 1848 г. "Слово о законе" было переиздано Ундольским по более древнему списку XIV XV веков ("Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских", 1848, № 7, стр. 21 41, и отдельно: "Славяно-русские рукописи в пергаменном сборнике Царского", М.
, 1848). Несколько позднее Куприяновым переиздано было и "Поучение о пользе душевней", встреченное им в несколько иной редакции и в более раннем списке, XII XIII веков. (в "Известиях Императорской Академии Наук", V, 222 224; здесь же приведены варианты по другой рукописи, XIV века). "Слово Илариона, митрополита киевского к брату-столпнику" найдено было профессором Петровским в одном сербском сборнике XIV XV веков и издано им в "Известиях Казанского Университета" (1865, I, 47 84).
Издатель делает предположение, что "митрополит Иларион мог быть если не составителем, то, по крайней мере, переписчиком существовавшего уже поучения (переводного, греческого)". Срезневский считает это слово принадлежащим киевскому митрополиту Илариону ("Древние Памятники", 19). А. Архангельский. .