Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - ильминский николай иванович

Ильминский николай иванович

Ильминский (Николай Иванович) известный ориенталист (23 апреля 1822 г. 27 декабря 1891 г.). Сын пензенского протоиерея; по окончании курса (1846) Казанской духовной академии оставлен при ней бакалавром естественных наук и турецко-татарского языка и вскоре назначен членом комиссии для проверки татарского перевода Нового Завета. Командированный в 1850 г., в Санкт-Петербург для проверки переводов на татарском языке богослужебных книг, Ильминский затем отправился в Дамаск, Константинополь и Каир, где изучил языки арабский, турецкий и персидский. Во вновь открытом при Казанской духовной академии противомусульманском отделении Ильминскому было поручено (1854) преподавание арабского и турецкого языков и др. науки. Оставив академию, Ильминский до 1861 г. служил при оренбургской пограничной комиссии, откуда перемещен в Казанский университет профессором турецко-татарского языка; восточные языки Ильминский читал и в Казанской духовной академии. Пять лет (1847 1872) Ильминский редактировал "Известия" и "Записки" Казанского университета. В 1872 г. Ильминский назначен директором Казанской инородческой учительской семинарии и с этих пор посвятил себя всецело распространению просвещения среди инородцев. Еще в 1864 г. по почину Ильминского в Казани возникла частная школа для крещеных татарских детей. Для крещеных же татар он издал ряд переводов: Букваря (1862, 1864, 1867 и др. года), Книги Бытия (1863), пасхальной службы (1869) и многое др. Многие статьи Ильминского, знакомящие с народной словесностью инородцев, их обычаями, обрядами, а также много лингвистических исследований помещены в "Известиях Археологического Общества", "Бюллетенях Академии Наук", "Ученых Записках Казанского университета", "Журнале Министерства Народного Просвещения", "Православном Обозрении" (с 1863), "Православном Собеседнике", "Церковно-приходской Школе" (1888 и 1889), "Известиях по Казанской епархии" и пр. Отдельно изданы: арабские сочинения Китаб-Биркили изложение мухаммеданского вероучения (1855); "Бабур-наме" автобиографические записки султана Бабура, в подл.

тексте замечательное пособие к изучению джагатайского наречия, обратившее на себя внимание западных ориенталистов; "История пророков Рабгузы на джагатайском наречии" (Казань, 1859), "Самоучитель русской грамоты для киргизов" (Казань, 1861), "Ир-Таргын, киргизская повесть" (Казань, 1861); "О переводе христианских книг на татарский язык" (1875, из "Журнала Министерства Народного Просвещения"); "О церковном богослужении на инородческих языках" (1883, из "Православного Собеседника"); "Опыты переложения христианских вероучительных книг на татарский и др.

инородческие языки в начале текущего столетия" (Казань, 1885); "Казанская крещено-татарская школа. Материалы для истории просвещения татар" (1887); "Переписка о чувашских изданиях переводческих комиссий" (Казань, 1890); "Воспоминания об И.А. Алтынсарине" (Казань, 1891). Есть также несколько исследований Ильминского славянского текста церковнославянских богослужебных книг, а также состава некоторых богослужебных чинов.

Ильминский всегда отстаивал высокие достоинства старославянского перевода Евангелия, особенно в книге "Размышление о сравнительном достоинстве в отношении языка разновременных редакций церковнославянского перевода Псалтири и Евангелия" (Казань, 1882 и СПб., 1886). Однообразие текста Ильминский положил в основу издания "Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа" древним текстам. Свои взгляды на изучение церковнославянского языка Ильминский проводит в ряде изданий и исследований: "Обучение церковнославянской грамоте" (два изд., для учеников и учителей, Казань, 1885 и 1887), "Святое Евангелие от Матфея. Древнеславянский текст" (Казань, 1888), "Церковнославянская азбука для церковно-приходских школ" (для учителей и учеников, 1889), "Обучение грамоте по церковнославянской азбуке" (Казань, 1888). Ильминский также деятельно работал в казанской переводческой комиссии при братстве св. Гурия; при его участии и под его редакцией для церковно-приходских школ изданы: Учебный часослов, Учебная Псалтирь, Учебный октоих и др. Ср. Витевский , в "Известиях по Казанской епархии" (1892, № 4 6 и отдельно) и П. Знаменский "На память о Н.И. Ильминском" (Казань, 1892). Литература о нем: К.П. Победоносцев "Из воспоминаний о Н.И. Ильминском" ("Русский Вестник", 1892, февраль); "Н.И. Ильминский. Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни" (1892); Н.

Воскресенский "О переписке Н.И. Ильминского с крещеными татарами" (Казань, 1896); Знаменский "Участие Н.И. Ильминского в деле народного образования в Туркестанском крае" ("Православный Собеседник", 1900); его же "Несколько материалов для истории алтайской миссии и участие в ее делах Н.И. Ильминского" (ib., 1902, январь); Соловьев "Памяти Н.И.

Ильминского" ("Странник", 1892, март); К. Харлампович "Н.И. Ильминский и алтайская миссия" (Казань, 1905). Письма Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву напечатаны в "Православном Собеседнике" за 1895 1898 и 1900 годы. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ильминский николай иванович
Значение слова ильминский николай иванович
Что означает ильминский николай иванович
Толкование слова ильминский николай иванович
Определение термина ильминский николай иванович
ilminskiy nikolay ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):