Исторический словарь - индия в период монгольских завоеваний
Индия в период монгольских завоеваний
В 1241 г. монгольские войска снова совершили налёт на Индию и захватили Лахор. С этого времени монгольские ханы начали предпринимать одно вторжение за другим. В 1246 г. они овладели Мультаном и Учем. Необходимость обороны своих владений вынудила феодалов объединиться вокруг делийского султана Насир ад-дина Махмуда (1246—1265), фактически же под руководством его главного везира Гийяс-ад-дина Балбана.
Опираясь в основном на поддержку мелких и средних феодалов, Балбан сначала как везир, а затем, с 1265 по 1287 г., как государь сумел подорвать силу господствовавшей до этого тюркской феодальной клики. Он отбирал в казну земли тех держателей икта, которые не хотели подчиняться султану. Всё своё внимание Балбан направил на оборону государства от монгольских завоевателей. Государственный строй Делийского султаната Для подавления эксплуатируемого крестьянства, захвата новых территорий, а также для защиты своих владений от внешних врагов в Делийском султанате при Балбане были созданы сильный государственный аппарат и огромная постоянная армия из чуждых индийскому народу среднеазиатских, афганских и иранских наёмников. В руках султана была сосредоточена вся полнота власти. Его ближайшим помощником являлся главный везир, направлявший и контролировавший работу многочисленных ведомств, основными из которых были налоговое и военное. Территория Делийского султаната разделялась на несколько областей, для управления которыми султан назначал наместников (вали) из высшей мусульманской знати, часто из членов своей семьи. Основными функциями наместников было содействие чиновникам, а также иктадарам, как назывались владельцы икта, в сборе ими земельного налога и всяких иных поборов, и в подавлении народных возмущений. Для этого наместники имели необходимый аппарат управления и постоянное наёмное войско. Наместники распоряжались доходами от своих областей, но были обязаны отсылать в султанскую казну излишек, остававшийся сверх расходов по управлению и содержанию войск.Области в свою очередь делились на налоговые округа, во главе которых стояли начальники, также из мусульман, с функциями, аналогичными тем, какие лежали на областных наместниках. Однако не следует преувеличивать степень централизации государственного управления. Наместники областей часто становились фактически независимыми правителями.
Такими были, например, правители Бенгалии и других удалённых от столицы областей. Мусульманcкие феодалы, чтобы укрепить своя позиции среди покорённого населения, всячески поощряли переход индусов (т. е. последователей религии индуизма) в ислам. Oни предоставляли мусульманам особые преимущества в занятии высоких постов в армии и в аппарате управления, давали налоговые льготы и ряд других более мелких привилегий.Наиболее полно влиянию ислама подвергся Западный Пенджаб. Формы феодального землевладения и крестьянского землепользования Пришедшие из Газни завоеватели нашли в Северной Индии множество больших и малых феодальных княжеств, находившихся под властью князей из различных раджпутских кланов (родов). В этих княжествах существовали различные формы феодального землевладения.
Большая часть земель принадлежала самому махарадже, князю, являвшемуся в то же время главой господствующего раджпутского клана. Махараджа выделял из домена членам своей семьи в наследственное владение сёла и деревни с предоставлением всей полноты сеньориальной власти над общинниками. Земли, не входившие в княжеский домен, находились в руках вассалов махараджи. Условия владения землёй вассалами фиксировались в грамоте (патта), даруемой махараджей. Одни вассалы обладали наследственными правами в своих владениях до тех пор, пока выполняли свои основные обязанности: являться под знамя махараджи по его первому требованию с количеством воинов, соответствующим размерам владения, и уплачивать дань установленного размера. Они составляли высшую феодальную знать, имели собственных вассалов и стояли обычно во главе того или иного из раджпутских кланов подобно их махарадже. Другие вассалы были лишены наследственных прав, и их могли переводить с одного места на другое по воле махараджи. Часть земли была роздана чиновникам и являлась натуральной формой их оплаты. С прекращением службы эти земли снова возвращались в руки князя. Наконец, часть земель принадлежала храмам. Рядовая масса раджпутов получала от главы своего клана, во владениях которого она селилась, землю с сидевшими на ней крестьянами. Фактически эти раджпуты представляли собою слой мелких феодальных ленников, обязанных с оружием в руках являться на службу по зову главы своего клана, а также платить ему небольшую долю своего дохода в знак вассальной зависимости. В раджпутских княжествах не было единой для всей территории государственной ренты-налога. Каждый феодальный землевладелец (как и князь на землях своего домена) взимал со своих крестьян оброк по собственному произволу. В Делийском султанате были созданы иные земельные порядки. Завоеватели уничтожили существовавшую до них земельную собственность отдельных феодалов и передали её государству. Феодальная рента взималась государством в форме налога со всех обрабатываемых земель, в чьём бы владении они ни находились. Земельные владения были оставлены лишь тем феодальным владельцам, которые признали власть делийских султанов и согласились платить им земельный налог. Над многочисленной покорённой индусской феодальной знатью возвышался численно небольшой слой мусульманской военно-служилой знати. Представители этой знати получали от султанов земельные владения в форме икта. Условия владения иктадаров были иными, чем у индусских землевладельцев, именуемых заминдарами.В отличие от заминдаров иктадары были обязаны содержать наёмное войско в количестве, соответствующем их военным рангам. Жалуя своим военачальникам икта, государство фактически давало им не земли, а налог с них с тем, чтобы эти военачальники могли содержать себя и свои наёмные войска. Вначале султан мог в любое время отнять икта, не говоря уже о том, что иктадаров в очличие от заминдаров часто переводили с места на место.
Во второй половине XIV в. икта стали наследственными владениями. Султаны жаловали и мусульманских духовных лиц наследственными владениями, именовавшимися инамами. Кроме этого, султаны выделяли те или иные сёла в категорию так называемых вакфных земель и передавали причитавшийся с них земельный налог на содержание мусульманских мечетей, школ, караван-сараев или ирригационных сооружений.
Земли, являвшиеся доменом султанов, называли хасс. Общинники, обрабатывавшие их, платили государственный земельный оброк непосредственно в казну. Индийские феодалы, за весьма редкими исключениями, не вели собственного хозяйства. Производство сельскохозяйственных продуктов было сосредоточено в общинах. Завоеватели использовали сельские общины как орудие эксплуатации крестьян, связав общинников коллективной ответственностью за уплату налога. Индийские общины по-прежнему оставались экономически самодовлеющими мирками, жизнь в которых текла по установившимся издревле обычаям. Общинные ремесленники снабжали земледельцев нехитрыми предметами домашнего обихода и необходимым сельскохозяйственным инвентарём из материала, который давали им заказчики. Общинные слуги помогали при уборке урожая, содержали в исправности оросительные сооружения и стерегли общинные поля. В то же время в некоторых районах (около больших городов и вдоль торговых путей) всё шире развивались товарно-денежные отношения. Часть оброка была переведена в денежную форму. В деревнях выделилась зажиточная верхушка, в руках которой сосредоточивалось фактическое распоряжение общинными землями. С развитием товарно-денежных отношений в султанате росла феодальная эксплуатация, обострялись классовые противоречия. Гнёт иноземных завоевателей в соединении с господством индийских феодалов вызывал крестьянские восстания, которые не раз потрясали делийскую деспотию. Города В Делийском султанате возник ряд крупных городов. Это были прежде всего города-ставки, служившие местопребыванием султана и областных наместников. Самым крупным городом была столица султаната — Дели. Появление в том или ином месте феодала со своим двором, челядью и наёмным войском создавало там спрос на продукты ремесла и сельского хозяйства, привлекало сельских ремесленников, не находивших себе применения в общинном производстве. Ремесло в городах становилось дифференцированнее, чем в деревне. Улучшалось и качество изделий. Однако ремесленники работали почти исключительно на узкий круг городских заказчиков. Крестьяне приходили в город лишь как продавцы сельскохозяйственных продуктов, понуждаемые к этому необходимостью уплатить денежные налоги или желанием обратить небольшой избыток своих продуктов, который им иногда удавалось уберечь от феодала, в деньги и спрятать их на чёрный день. Удельный вес той небольшой деревенской верхушки и мелких феодалов, которые приноравливались к городскому спросу и выращивали продукты непосредственно на рынок, был так незначителен, и их покупки продуктов городского ремесла были так случайны, что это совершенно не влияло на рынок сбыта городских ремесленников. Зависимость ремесленников от спроса феодалов была столь велика, что его прекращение, например с переездом феодала на новое место, нередко вело к полной гибели города. Кроме городов-ставок, имелись города, существование которых было связано с внешней торговлей. Это были порты в Бенгальском заливе и Аравийском море и ряд перевалочных пунктов вдоль больших торговых трактов. В них наряду с феодалом господствовали крупные купцы, которые скупали продукты ремесла, а ещё чаще, превратив ремесленников с помощью ростовщических ссуд в долговых рабов, заставляли их работать на себя почти безвозмездно. В результате такого, часто подневольного труда создавались прекрасные ткани, вывозившиеся далеко за пределы страны. В обмен на эти ткани, а также на другие предметы ремесла и пряности, в Индию привозились товары из дальних стран. Самым ценным товаром, ввозившимся из стран Передней и Средней Азии, были лошади, необходимые для конных отрядов. Из Китая ввозились фарфор, шёлк, изделия из лака и некоторые металлы. Чужеземным купцам приходилось расплачиваться за индийские товары золотом и серебром, которое частично перечеканивалось в индийские монеты. Но основная масса драгоценных металлов оседала в стране в виде сокровищ. Внешнее и внутреннее положение Делийского султаната в период его расцвета Делийское государство смогло отразить наступление монгольских войск. Но опасность со стороны монгольских ханов была столь велика во второй половине XIII в , что делийские султаны были вынуждены прекратить свое наступление на еще не завоеванные ими территории Индии. Кроме внешних врагов, султанам приходилось все время вести борьбу с крупными феодалами. Султан Ала-ад-дин Хильджи (1296—1316) сумел, опираясь на свое сильное наёмное войско, уничтожить опасных противников из числа наиболее влиятельных икгадаров и отбить три монгольских вторжения. Однако содержание наемного войска требовало больших средств и истощало султанскую казну. Чтобы освободить казну от необходимости увеличивать жалованье воинам, Ала ад-дин ввел твердые цены на основные продукты, потребляемые войском. Одновременно с этим султан распорядился, чтобы во всем Доабе с крестьян, обрабатывавших государственные земли, брали поземельный налог размером до половины урожая и исключительно натурой. Было также приказано брать налог не только с пахотных земель, но и с пустошей, а также с каждой головы скота. Увеличив таким образом нормы поземельного налога, Ала-ад-дин смог создать в Дели большие правительственные запасы хлеба и фуража для того, чтобы посылать все это на столичный рынок, когда ощущался недостаток в привозе и цены на указанные продукты поднимались, несмотря на суровые меры, применявшиеся к нарушителям указа о твердых ценах. Трудящиеся массы столицы, тяжко страдавшие от налогового гнета и жестоких притеснений чиновников, не раз поднимали восстания против султанов. В хронике, посвященной правлению Ала-ад-дина, рассказывается об одном из таких восстаний жителей города Дели. Во главе этого восстания встал Ходжа Маула, который убил ненавистного султанского чиновника, управлявшего городом. Восставшие открыли тюрьму и выпустили заключённых, захватили казначейство и арсенал и роздали деньги и оружие примкнувшим к ним горожанам. Восставшие нашли среди горожан человека по имени Алави, который считался потомком султана Илтутмиша (1211—1236), и провозгласили его императором. Восстание длилось около недели и было подавлено феодалами. Ходжа Маула пал в бою, а Алави был захвачен в плен и обезглавлен. Пленных участников восстания также предали мучительной смерти. Обеспечив безопасность государства от нападеий монголов, султан организовал большой поход в Декан и в течение трёх лет (1308—1311) завоевал его вплоть до реки Кавери. Султанат в эти годы достиг вершины своего могущества. Однако непомерная эксплуатация крестьян привела в конце концов к тому, что то там, то здесь начали вспыхивать крестьянские восстания. Поднимались против султана и ущемлённые им феодалы. В 1316 г. началась война с вассальными раджами Читора и Деогира, во время которой Ала-ад-дин умер. После его смерти разгорелась борьба за престол, победителем в которой в 1320 г. оказался один из крупных иктадаров — Гийяс-ад-дин Туглук. В период этой смуты от Дели отпали все деканские княжества, завоёванные Ала-ад-дином. Преемнику Гийяс-ад-дина Мухаммеду Туглуку (1325—1351) пришлось вновь завоёвывать отпавшие области. В 1326 г. для удобства управления своей огромной державой Мухаммед перенёс столицу в Деогир. Этот временный переезд двора гибельно сказался на Дели. По свидетельству современников, в нём не осталось и тысячной доли прежнего населения. Отъезд Мухаммеда ослабил позиции султана на севере, чем не преминули воспользоваться и монгольские и делийские феодалы. Крупнейшие иктадары поднимали восстание за восстанием. Мухаммеду удалось откупиться от монголов, но борьба с иктадарами и областными правителями оказалась затяжной и заполнила всё правление этого султана. Чтобы иметь возможность противостоять взбунтовавшимся феодалам, Мухаммед создал огромную армию, но её содержание разоряло казну. Для пополнения казны Мухаммед увеличил и без того высокие налоги с крестьян и довёл их до полного разорения. В стране дачался голод, земледельцы бросали сёла и бежали в леса. Крестьян ловили и загоняли обратно в сёла. Но всё было напрасно. Крестьяне брались за оружие и вместе с феодалами выступали против Мухаммеда. Чтобы засеять заброшенные поля, Мухаммед стал отдавать целые районы откупщикам, бравшим на себя обязательство вновь заселить опустевшие сёла, но не помогло и это. В 1329 г., желая прекратить утечку серебра из казны, он стал платить жалованье армии медными деньгами, а также принимать их в уплату налогов. Но массовое производство медных денег вскоре совершенно обесценило их, и это ещё больше опустошило султанскую казну. В конце 30-х годов держава, раскинувшаяся от Северного Пенджаба до юга Майсура, начала стремительно распадаться. В 1339 г. отпала Бенгалия, в 1340 г.— Маабар (юг нынешнего Мадрасского штата), в 1347 г.— север Деканского полуострова и одновременно области к югу от реки Тунгабхадры. В 1351 г., во время восстания в Гуджарате, Мухаммед Туглук умер. Средневековый хронист отметил это событие словами: «Государь освободился от своего народа, а народ от своего повелителя». Преемник Мухаммеда, его двоюродный брат Фироз, отказался от борьбы с феодалами и примирился с утратой Бенгалии и Декана.Султан сделал всё, что было в силах, для сохранения Гуджарата с портами, через которые Дели торговал сo странами Передней Азии. Фироз признал за феодалами наследственные права на икта. Сокращение доходов казны в результате потери территорий Фироз компенсировал уменьшением расходов на армию и заботой о восстановлении сельского хозяйства, разорённого его предшественником.
При Фирозе были построены большие оросительные каналы между Джамной и Сатледжем к северо-западу от Дели. Упадок Делийского султаната Но, как только умер Фироз, между Туглукидами началась борьба за престол. Ослаблением центральной власти воспользовались наместники областей. От Делийского султаната отложились Мальва, Гуджарат и Хандеш.
В разгар этой борьбы в Северную Индию вторглись войска Тимура. В 1398 г., разбив войска правившего тогда султана Махмуда Туглука, Тимур взял Дели, разграбил город и вырезал его жителей. Когда Тимур уходил обратно в Среднюю Азию, он увёл с собой огромное количество пленников, прежде всего ремесленников. Столица Тимура Самарканд была в значительной мере застроена руками пленных индийцев. Области, по которым прошёл этот жестокий завоеватель,были превращены в пустыню. С 1413 г. Делийский султанат перестал существовать как большая и сильная держава. Северная Индия распалась на ряд княжеств. Государство Бахмани В то время, как Делийская держава доживала последние дни, в Декане возникли два государства — одно в северной его части, названное по имени правившей там мусульманской династии государством Бахмани, другое — за рекой Тунгабхадрой, названное по имени своей столицы — Виджаянагар и находившееся под властью индусских правителей.Государство Бахмани было создано деканскими иктадарами и наместниками Делийского султаната, восставшими против Мухаммеда Туглука. Во главе государства они поставили с титулом шаха одного из крупных местных иктадаров — Ала-ад-дина Бахмани. Феодальные порядки в этом новом государстве были в основных своих чертах те же, что и в Делийском султанате.
Но бахманийские шахи, даже наиболее сильные из них, никогда не имели такой власти над своими феодалами, какой располагали султаны Дели в период расцвета султаната. Подлинными распорядителями судеб государств была кучка крупных иктадаров и наместников областей — тарафдаров. Шахский престол был игрушкой в их руках. Стремясь укрепить свою власть, бахманийские шахи противопоставляли старой мусульманской аристократии, так называемым «деканцам», представлявшим наиболее опасную для них феодальную клику, новых феодалов из среднеазиатских и иранских выходцев, так называемых «иноземцев», а также организовывали походы против соседних индийских княжеств.
Наиболее частыми были войны с государством Виджаянагар, богатства которого особенно привлекали бахманийских феодалов. Чтобы содержать наёмные войска и удовлетворять свои потребности в роскоши, феодалы грабили собственных крестьян. Русский купец, Афанасий Никитин, проведший в Бахманийском государстве три года (1469—1472) и оставивший замечательное описание этого государства, с глубоким сочувствием к трудящимся писал: «А земля очень многолюдна, а сельские люди голы совсем, а бояре сильны добре и пышны очень». Разорённые крестьяне разбредались в разные стороны в поисках пропитания. В столь же тяжёлом положении находился и городской ремесленный люд. Феодалы за бесценок отбирали у ремесленников плоды их труда. Много ремесленников находилось в зависимости от ростовщиков и от купцов-скупщиков. Феодалы и купцы вели выгодную торговлю ремесленными изделиями. Они перепродавали их на рынках больших индийских городов, или сбывали приезжавшим в Индию иностранным купцам, или сами снаряжали суда и везли эти товары в чужие страны. Кроме ремесленных изделий, из Индии вывозили рис, красители и особенно много пряностей, попадавших в руки феодалов в виде земельной ренты. В правление шаха Мухаммеда (1463—1482) его всесильный везир Махмуд Гаван, выходец из Гиляна и глава феодальной клики «иноземцев», пытался подорвать силу «деканцев», отняв у них часть доходов.Он раздробил существовавшие области (тарафы) и отдал часть новых областей своим сторонникам, не обделив при этом и себя. Махмуд Гаван заставил тарафдаров отдавать часть доходов в казну, фактически бывшую в его распоряжении, потребовал от них содержать такое войско, которое предусмотрено их военным рангом, и поставил в крепостях, находившихся на их территории, шахские гарнизоны.
Чтобы смягчить недовольство феодалов, он предпринял ряд походов и отнял у Виджаянагара богатый порт Гоа. Однако это не спасло Махмуда Гавана от ненависти обиженных им феодалов. Он был казнён с согласия шаха, тяготившегося властью везира и завидовавшего его огромным богатствам. После гибели Махмуда Гавана государство стало быстро распадаться. Один за другим тарафдары отказывались признавать шаха и создавали независимые княжества. Между 1490 и 1525 г. на территории бывшего Бахманийского государства образовалось пять самостоятельных княжеств: Ахмеднагар, Берар, Бидар, Биджапур и Голконда. Государство Виджаянагар С распадом государства Бахмани крупнейшей державой в Декане стал Виджаянагар. Возникнув в 40-х годах XIV столетия, т. е. одновременно с Бахманийским государством, как небольшое княжество, Виджаянагар уже при первых правителях — Харихаре I, a затем Букке — охватывал всю территорию к югу от рек Тунгабхадры и Кришны. Итальянец Николо Копти, побывавший в Индии в начале XV в. говорил о виджаянагарском махарадже, что он «самый могучий из всех государей Индии». Через 40 лет это же самое сказал и Афанасий Никитин: «А индийский же султан кадам очень силен, и рати у него много, а сидит на горе в Виджаянагаре». Окружённая несколькими рядами стен и защищённая полукругом гор, столица Виджаянагара часто видела у своих ворот бахманийские войска, но им ни разу не удалось овладеть ею. В отличие от Делийского султаната и государства Бахмани, где в условиях государственной собственности на землю каждый феодал в отдельности обладал лишь правом на определённую долю государственной ренты-налога, а не на землю, в Виджаянагаре существовали более сложные земельные порядки. Здесь наряду с государственными землями, раздаваемыми в условное феодальное держание, существовала крупная и мелкая собственность феодальной знати.Такими землями обладали и сами виджаянагарские государи. Наконец, большое количество земли находилось в собственности храмов. Господствующее положение среди феодалов занимала военно-служилая знать, наяки. Они получали от государя большие земельные пожалования при условии содержания определённого количества войска и уплаты в казну приблизительно половины своих доходов.
При выполнении этих условий наяк располагал всей полнотой власти над населением, жившим в его владении. Но в случае невыполнения указанных выше условий государь сурово наказывал провинившегося наяка и конфисковывал его владение. Основным источником доходов виджаянагарских феодалов, как и в других государствах Индии, была продуктовая и частично денежная рента.
Однако в некоторых частях страны имелись феодалы, которые вели собственное хозяйство, пользуясь рабским трудом лиц из низших, «неприкасаемых» каст и сгоняя на барщину своих крестьян. Обычно это были поместья, владельцы которых выращивали кокосовые пальмы и пряности на переработку и продажу. Между феодалами и эксплуатируемым крестьянством шла постоянная борьба.
Часто, доводимые до отчаяния поборами и разбоем феодалов, крестьяне бросали родные села и всей общиной уходили на земли, владельцы которых обещали им более сносные условия cуществования, или же поднимались против своих угнетателей с оружием в руках. Чтобы успокоить крестьян, феодалы снижали ренту, отменяли те или иные поборы, но через некоторое время начинали вести себя по-прежнему.
Не менее жестокой эксплуатации подвергались и городские ремесленники. Отбирая у крестьян и ремесленников плоды их труда, виджаянагарские феодалы и купцы вели торговлю с другими областями Индии и с заморскими странами. Вдоль побережья, особенно Малабарского был ряд портовых городов, куда съезжались купцы с самыми разнообразными товарами, из которых наиболее ценными были золото, серебро и лошади. Культура Одним из самых примечательных фактов в культурной жизни Индии XII—XV вв. было развитие у ряда ее народов литературы на разговорных языках. На них слагали свои поучения проповедники сектантских течений индуизма. Появились поэты, писавшие свои произведения на родном для них разговорном языке. В XIV в. жили два виднейших поэта-лирика — бенгалец Чандидас и бихарец Видьяпати. Поэт Амир Хисрав положил начало поэзии на языке урду. В XV в. слагал свои песнопения в честь Кришны и Радхи религиозный проповедник бенгалец Чайтания Дева, и тогда же заложил основы литературы на языке ассами ученик Чайтании Девы Шанкарадева. Появились религиозные проповедники и поэты, создавшие произведения на языке хинди, — Рамананда, Кабир (1440—1518), Нанак (1469—1538) и слепой Сурдас. В Декане в XIII в. жил поэт Джиянешвари, почитаемый как основатель маратхской литературы, и слагал свои религиозные гимны маратх Намдев. В XV в. зародилась литература на языке ория. Но особенно развилась в это время литература на языках телугу, каннара и тамили. В XIII в. поэт Тиккала, продолжая работу поэта XI в. Наннайя, перевёл на язык телугу пятнадцать частей Махабхараты. В XIV в. жил другой замечательный поэт народа телугу — Иеррапреггада. На языке телугу писали правитель Виджаянагара Кришнадева Райя и поэт Джурджати. Возникшая ещё в раннее средневековье литература на тамильском языке получила толчок к развитию от антифеодального сектантского движения бхакти.Виднейшими поэтами, писавшими на тамильском языке, были Камбана, Оттокиттхана и Пухаленади. С тем же религиозно-реформаторским движением бхакти было связано и зарождение литературы на языке малаяли. В XV в. на этом языке писал поэт Черуссери Намбури. Завоевание Индии газнийскими феодалами и образование Делийского султаната не могло не отразиться на самых различных областях индийской культуры.
Появилась индийская литература на языке фарси. На этом языке писал свои стихи также упоминавшийся крупнейший делийский поэт Амир Хисрав. Исторические хроники составлялись придворными писателями делийских султанов (Зия-ад-дином Барани и др.). В этот период был составлен также ряд новых брахманских законодательных сборников и философских трактатов.
Утверждение в Делийском султанате ислама как государственной религии обусловило появление в Индии нового типа сооружений — мечетей и мавзолеев с характерными для них куполами, арочными проёмами в стенах, широкими дворами, минаретами и полным отсутствием человеческих изображений. Архитектурными памятниками Делийского султаната являются сооружения около Дели с возвышающимся над ними замечательным минаретом «Кутб-минар», постройка которого была начата при первом султане Кутб-ад-дине Айбеке.
Из других памятников мусульманской культовой архитектуры следует отметить мечеть Атала Деви в Динаджпуре, соборную мечеть в Манду (Мальва), мавзолей в Мультане и гробницы биджапурских князей в Декане. .