Исторический словарь - иоанн (в миру максимович михаил борисович)
Иоанн (в миру максимович михаил борисович)
По прибытии в Шанхай епископ И. разрешал местные юрисдикционные конфликты, налаживал связи с сербами, греками и украинцами, являлся вдохновителем и организатором всех общественных начинаний русского Шанхая: постройки госпиталя, приюта, домов для престарелых, коммерческого училища, женской гимназии, общественной столовой и т.
п., а также руководил строительством русских православных храмов, в том числе огромного собора в честь иконы «Споручница грешных». Одним из основных дел епископа И. в Шанхае была организация приюта Святителя Тихона Задонского для сирот и детей нуждающихся родителей. Приют дал убежище в общей сложности 3,5 тысячам голодающих детей, которых епископ сам подбирал на китайских улицах и вызволял из шанхайских трущоб. Он также постоянно посещал шанхайские тюрьмы и больницы для умалишенных. Во время японской оккупации епископ И. всеми силами отстаивал независимость русской диаспоры в Китае и, несмотря на угрозы и убийства двух членов Русского эмиграционного комитета, объявил себя главой русской колонии. Одновременно он вел обширную миссионерскую деятельность среди китайцев, иногда служил литургию на китайском языке. В конце 2-й мировой войны вследствие изменившейся ситуации и активной коммунистической пропаганды, все русские иерархи в Китае, за исключением епископа И., перешли из подчинения Синода РПЦЗ в юрисдикционное подчинение Московской патриархии и активно призывали своих прихожан принять советское гражданство. Епископ И. отказался изменить данной им Зарубежному Синоду присяге и в конечном итоге спас от репатриации и сталинских лагерей около 6 тысяч своих прихожан. С приходом к власти коммунистов большинство русской колонии (около 5 тыс. чел.) были вынуждены обосноваться в палаточном лагере Международной беженской организации на острове Тубабао (Филиппины), где И. являлся не только безусловным духовным лидером, но и реальным главой русских беженцев, будучи их единственным ходатаем перед правительством Манилы, Он также лично совершил поездку в Вашингтон и, вопреки различным препятствиям, добился изменения ряда пунктов иммиграционных правил США, благодаря чему все русские из его лагеря смогли переехать в Америку. В конце 2-й мировой войны И. был возведен в сан архиепископа, В 1951 он назначен на кафедру Западноевропейской епархии РПЦЗ и, таким образом, стал одним из «старших» архиереев Русской зарубежной церкви.Он постоянно совершал миссионерские поездки по всей Европе, служил православную литургию по-французски, по-голландски, как раньше служил по-гречески и по-китайски, а позднее по-английски: слыл прозорливцем, бессребреником и целителем, пользовался уважением не только православных, но и католиков. Интересен отзыв одного католического священника в Париже, сказавшего, обращаясь к молодежи: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых.
К чему вам теоретические доказательства, когда сейчас по улицам Парижа ходит живой святой Saint Jean Nus Pieds (святой Иоанн Босой)». Одним из основных дел архиепископа И. в это время было включение в православные святцы Святых Западной церкви, забытых или вовсе не известных православным в результате раскола католической и православной церквей. Архиепископ И. основал Голландскую православную церковь, которая сейчас имеет своего архиерея, свои монастыри, богослужебные книги и периодические издания. В 1952 он был назначен председателем первой комиссии по прославлению Св.Иоанна Кронштадтского, позднее участвовал в составлении службы и являлся автором кондака этому святому. В 1962 по настоянию тысяч русских прихожан Сан-Франциско (фактически его бывшей шанхайской паствы) Синод назначил архиепископа И. на Сан-Францискую кафедру как единственного иерарха, способного устранить разногласия, возникшие в этой епархии. Под его руководством в 1964 был достроен кафедральный собор Сан-Франциско в честь иконы «Всех Скорбящих Радость». Собор явился самым большим кафедральным храмом русской зарубежной Америки, освящение которого сопровождалось Крестным ходом (более мили) при огромном стечении верующих. По его благословлению и при его участии было основано известное Братство преподобного Германа Аляскинского, одним из основателей которого был известный церковный писатель о.Серафим (Роуз), являвшийся духовным сыном архиепископа И. Похоронен архиепископ И. в кафедральном соборе Сан-Франциско. В русском зарубежье широко известны сборники его многочисленных проповедей, апологетические работы по опровержению католического догмата о «непорочном зачатии Девы Марии», а также эссе «Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозной философской мысли», содержавшие богословскую критику основных начал «софиологии» О.Сергия Булгакова и явившееся основанием для соответствующего определения Святейшего Синода РПЦЗ. В 1994 архиерейским Собором РПЦЗ принято решение о канонизации архиепископа И., который стал первым, не относящимся к новомученикам, канонизированным Святым Русской церкви послереволюционного времени. .