Исторический словарь - иоанн златоуст
Иоанн златоуст
И, однако, именно он оказался романтиком на епископской кафедре. Так безмерно далеко назад отодвинулась жизнь от начального христианства. При таком отношении к монашеству Златоуст считает подвигом не загнать человека в пустыню, а избавить его от бесцельного подвижничества. Легко понять, что сторонниками Златоуста не могли быть лица, смысл существования которых он стал зачеркивать.
Монахи и решили в последнем счете судьбу этого единственного монаха, отрицавшего монашество. Масса монашества вербовалась из некультурных слоев; в пустыне она еще более дичала и понесла миру сюрпризы в роде антропоморфизма. Начинается дикий поход против настоящего христианского просвещения в лице его гениального представителя, Оригена. Интриганы и властолюбцы быстро оценили эту черную силу и оперлись на нее при достижении своих целей. Первым из них и самым выдающимся был Феофил Александрийский, смертельный и счастливый враг Златоуста. Столкновение произошло между ними при следующей обстановке. В Египте среди главной массы монахов-антропоморфистов оказались протестанты братья Долгие-оригенисты. Феофил стал теснить их. Братья обратились за помощью к Златоусту. Последний не отказал им в поддержке. Феофил начал кампанию рассылкою посланий, в которых "явно порицал только сочинения Оригена". В то же время по его совету Епифаний Кипрский явился в Кнстантинополь, где выступил с осуждением книг Оригена и Иоанна, его сторонника. Когда это выступление не имело успеха, Феофил добился созыва собора против Златоуста. На собор в предместье Халкидона под Дубом в 403 году съехались епископы, большей частью враждебно настроенные против Иоанна, и даже такие, которых он лишил кафедр. Иоанн отказался предстать перед этим судилищем и был низложен за этот отказ. Народ пришел в волнение. Чтобы не дать повода для беспорядков, Иоанн тайно отдался в руки властей и был отправлен в ссылку. В столице послышался грозный ропот. Иоанна приказано было вернуть. Он не решался занять кафедру до пересмотра дела на соборе. Но возбужденный народ стал поносить царствующих особ и тем принудил его уступить, чем дано было оружие в руки его врагов. Между тем собор продолжал свои заседания и расправу с друзьями Златоуста. Его поведение вызвало кровавое столкновение между константинопольцами и александрийцами, во время которого многие были изранены и убиты. Феофил бежал в Александрию. Ссылка не изменила Иоанна. Когда на ипподроме была воздвигнута серебряная статуя императрицы, Иоанн произнес свою знаменитую проповедь, начинавшуюся словами: "Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде". В столице снова собрался собор, который обвинил Иоанна за самовольное занятие кафедры после осуждения. Через два месяца, 10 июня 404 г., Иоанн отправился в ссылку. Во время волнений, связанных с этим отъездом, сгорели церковь и здание Сената. Репрессии раздавили движение. Иоанн был отправлен в Кукуз, в Малой Армении. Отсюда он вел обширную переписку с друзьями. Враги не забывали его и настояли на ссылке в Пициус, на кавказском берегу Черного моря. Но Иоанн умер по дороге туда в Команах 14 сентября 407 г. со словами на устах: "Слава Богу за все". Литературное наследство Златоуста колоссально. Оно обнимает трактаты, письма и проповеди. Произведения первого рода принадлежат раннему антиохийскому периоду жизни Златоуста. Из них замечательны: "О девстве", "О священстве" и др. Из проповедей любимой формой Златоуста является "беседа". Большинство бесед сказано в Антиохии в 386 397 годах. В них дан комментарий на значительную часть Книги Бытия, на отделы Книги Царств, на 58 псалмов, на часть Книги пр. Исаии и др. Но особое внимание Златоуст отдает Новому Завету: Евангелию от Матфея он посвящает 90 бесед, Евангелию от Иоанна 88, книге Деяний 55, Посланию к римлянам 32, к коринфянам 44, к глатам сборник, к ефесянам 24, к филиппийцам 15, колоссаям 12, к фессалоникийцам 1 2 16, к Тимофею 1 2 28, к Титу 6, к Филимону 3 и к евреям 34. Шедевром из толкований к Ветхому Завету считаются беседы на псалмы, а к Новому Завету беседы на Послание к римлянам. "Слова" на определенные темы говорились Златоустом по самым разнообразным поводам: 12 слов "Против аномеев", 8 "Против иудеев" догматико-полемического характера; праздничные, например, на 25 декабря, "О кресте и разбойнике" и пр.; похвальные слова в честь Иова, братьев Маккавеев и их матери, в честь Диодора, который еще был жив и присутствовал в храме, и др. Захватывающими и по форме, и по содержанию являются 21 беседа "О статуях" от 387 г. по случаю низвержения антиохийцами императорских статуй и два слова по делу Евтропия в январе 399 г. в Константинополе. Первое из них 17 января построено на жгучую тему: Евтропий низвергнутый и в смертельной опасности ищет убежища в церкви после того, как сам хлопотал об уничтожении права на это убежище для других. Письма (около 240) относятся почти без исключения ко времени его ссылки. Как чтило потомство Златоуста, доказывают сохранившиеся рукописи его произведений. Печатные каталоги насчитывают более 1900 манускриптов с его сочинениями. Кроме того, из него черпали без конца разные сборники, каталоги и пр. При всем том нельзя указать языка, на которой не переводились бы его творения. Наука в большом долгу перед Златоустом.Сочинения его не все изданы и не всегда с лучших рукописей. Более полное издание принадлежит Монфокону в Париже 1718 1738 г. в 13 томов. Оно перепечатано у Nigne, "Patrokogia", ser. gr., t. 47 64. Кое-что переиздано вновь. По наблюдениям Маттеи и епископа Порфирия , встречавшиеся ими рукописи дают текст многих произведений полнее и лучше изданного. Совсем не изучены переводы, особенно славянские.
Их значение для критики текста огромно. Работа над Златоустом долг по преимуществу русской науки. см. Chr. Baur, "S. Jean Chrysostome et ses oeuvres dans l´histoire litteraire" (Лувен, 1907 превосходная библиография); Bardenhewer, "Patrologia" (3-е изд., 1910); позднейшую литературу см. в дополнительном 23-м томе "Realencyklopadie fur protest. Theologie und Kirche" 1913 г. Творения Златоуста в русском переводе, изд. Петербургской Академией, т. 1 12 (СПб., 1898 1906). Литература: Э. Пюэш (E. Puech) "Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени" (СПб., 1897); Фаррар "Жизнь отцов и учителей церкви" (перевод Лопухина , СПб., 1902, т. II); М. Григоревский "Учение св. Иоанна Златоуста о браке" (Архангельск, 1902); С. Никольский "История церквей Антиохийской и Константинопольской за время св. Иоанна Златоуста по его творениям" (Ставрополь-Кавказский, 1905); И. Попов "Св. Иоанн Златоуст и его враги" ("Богословский Вестник", 1907, т.
III); В. Гладков "Учение св. Иоанна Златоуста о пастырском служении" ("Православный Собеседник", 1898, т. I); профессор Экземплярский, статья в сборнике, посвященном Толстому , изд. "Путь" (автор за нее лишен кафедры); Е.Е. Голубинский "История русской церкви" (т.I, ч. 2, изд. 2-е); А.И. Соболевский "Переводная литература Московской Руси XIV XVII веков" (СПб., 1903); Горский , Невоструев "Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки" (отд. 2, М., 1857 1862); профессор В. Экземплярский "Учение древней церкви о собственности и милостыне" (Киев, 1910); Зейпель "Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви" (М.
, 1913). .